Каждый из нас несет в себе уникальный зрительный опыт готовый вырваться наружу в виде новых форм
В стенах выставочного пространства Нового Крыла дома Гоголя разместилось пять микро-художественных миров, наполненных яркими визуальными образами, навеянными повседневностью, и поиском новых источников для формирования обновленного образного языка человека. Художники, представленные на выставке, так или иначе размышляют на тему человеческого восприятия окружающего мира посредством привычных, можно сказать, «семантических» смыслов и знаков, не подвергающихся сомнению в течение жизни.
Текст и фото: Свеколкина Ирина
При входе на выставку нас встречает белая скульптура, вызывающая фантомное ощущение соприкосновения с предметом античного искусства, являющимся одним из непоколебимых и устойчивых визуальных образов западного человека. Уже давно не секрет, что дошедшие до наших дней белоснежные античные статуи и стройные ряды белоснежных колоннад, воспринимаемых западным человеком в качестве эталона высокого вкуса и утонченной красоты, во времена их создателей, были расписаны яркими красками позволяющими передать совершенно иное визуальное впечатление. Дошедшие до нас с выцветшей белоснежной «кожей» и потерявшие свою подлинную окраску, эти обманчивые образы диктуют современному зрителю трепетное и восхищенное отношение к белокаменной классике, воспитывая вкусы западного человека на исторической иллюзии.
Белые скульптуры, одна из которых нас встречает, как ошибочный образ, в «парковом проекте» Алексея Рябова, оживают и бессмысленно наполняют российские природные ландшафты вовлекая нас в альтернативный мир, где застывшее время на лицах, в позах скульптур и в неподвижной отечественной природе, подчеркивает ироничную несостыковку и нежизнеспособность соединения этих двух визуальных формообразующих систем российского человека. Иллюзия, в виде оживших главных героев Алексея, соединившись с реальностью, становится максимально заметной в подобном соотношении и наталкивает на мысли о навязанном визуальном опыте.
Алексей Рябов «Карго культ», из серии «Кукушкины слезы», 2000, пенопласт
«Внутренний сад» Венеры Казаровой, хрупкий на первый взгляд, манящий своим пышным цветом и обильной бумажной растительностью, зазывает в свои объятия, как хищник, манит восхититься первым впечатлением и не обратить внимание на то, что цветы наполнены отвратительными шматками сырого мяса.
Венера Казарова «Внутренний сад», 2020 -2021, инсталляция, бумага
Венера выбирает образ нежного и хрупкого цветка, положительное восприятие которого запрограммированно в нашем визуальном сценарии, и работая на контрасте, наполняет его неожиданными для зрителя кровавыми мясными кусками, незаметными сначала, и резко отвращающими, когда фокус зрения перестраивается на детали. И после того, как вся отвратительная картина открывается неподготовленному зрительному органу, становиться и жутко, и страшно, и интересно.
Венера Казарова «Внутренний сад», 2020-2021, инсталляция, бумага
Такие упражнения для переключения своего внимания от привычных и знакомых знаковых систем, позволяют быть внимательнее к тому, что происходит вокруг и не верить первому впечатлению, намекая на то, что мир не то чем он кажется, и что каждый из нас несет в себе уникальный зрительный опыт готовый вырваться наружу в виде новых форм, как это произошло у представленных на выставке художников.
Виктория Когай «Лев, ветер, олень и безумец», 2020-2021, акрил, холст
Виктория Когай «Лев, ветер, олень и безумец», фрагмент, 2020-2021, акрил, холст
Выставка «ОСТРОВА», 05 Февраля — 04 Апреля
Куратор: Марта Цайх
Художники: Венера Казарова, Виктория Когай, Олеся Лавриненко, Алексей Рябов, Протей Темен
Новое крыло Дома Гоголя, Москва, Никитский бульвар, 7А, сайт