Кинетизм и визуальная поэзия
Движение, пространство и бесконечность – основные темы выставки кинетического искусства «Пересекая пространство». Эта групповая выставка продолжает тему масштабного проекта «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», экспонируемого в Третьяковской галерее. Выставка будет проходить до 14 сентября в галерее «Царская башня» Казанского вокзала.
Текст: Мария Бойко
Фотографии предоставлены организаторами
Кинетическое искусство преследует идею движения, трансформации форм, нарушения статичности. Преодоление пространства и времени заключается как в создании интерактивных инсталляций, так и в изобретении приемов для более традиционных носителей: холстов, фотографий и даже печатного текста. Серия работ Макса Ксуты «Последовательности состояний» напоминает пространственные концепции Лучо Фонтаныс с проделанными разрезами и дырами в холсте, за которым должна была открыться бесконечность – всепоглощающая чернота космоса. Общее восхищение двадцатого века научными и техническими прорывами ставило вопросы о границах мира, восприятия, человеческого взгляда. Кинетизм был логичным ответом на открывшейся всем вопрос понимания бесконечности – когда над тобой развернулся необъятный свод космоса, как теперь твердо стоять на ногах на мизерном камне-Земле? Работы современного художника Макса Ксуты продолжают симбиоз искусства и науки: распространение произведения до бесконечности и в то же время поиск его ключевых точек и делимых промежутков – неразрешимое противоречие. Создавая свои работы, Макс Ксута исследует последовательность и серийность в искусстве, а динамика цвета создает визуальный ряд для погружения в видение мира художника.
Макс Ксута, из серии «Последовательности состояний»
Вячеслав Колейчук создавал новые пространства путем кинетических преобразований, внедряя коллаж в изображение. Своеобразный точно выверенный калейдоскоп заставляет путать землю и небо, верх и низ, лево и право, а пространство становится объемным на плоскости фотографии. Воздействие на пространственную форму внутри одного изображения самоколлажа существует без привлечения других источников: это самостоятельное произведение, напоминающее оптическую иллюзию, где взгляд блуждает в рамках одной картины, пытаясь зацепиться за надежный устойчивый объект и не находя его.
Вячеслав Колейчук, Самоколлаж
Проект Романа Сакина заключается в созданной им методик: художник учит находить точку восприятия пространства, с помощью которой можно достичь чувства равновесия и гармонии. Для этого необходимо соотнести точку восприятия с точкой центра мира. Точка восприятия пространства, или точка в.п., это место, относительно которого тело строит отношения с пространством. Она работает на пересечении функций зрения, чувства равновесия и центра тяжести человека, – говорит художник. Секрет заключается в том, чтобы соотнести точку в.п. с центральной точкой местности для достижения правильного положения своего тела относительно пространства: как открытого, так и закрытого, ведь Роман Сакин дает подробную инструкцию, как с помощью геометрии и осязания человек может гармонично вписать себя в разнообразные локации: от заснеженных полей до заброшенных сараев.
Роман Сакин, Кураспатия
Кинетические произведения дополнены работами с текстом. «Минимальный текст» поэта Геннадия Айги («Спокойствие гласного») перекликается с «Самоколлажами» Вячеслава Колейчука, запечатывая смысл строго в рамках одного самостоятельного произведения. Движение двойных спиралей Кирилла Александрова и Вячеслава Колейчука сопровождается ритмичными закольцовывающимися стихотворениями Натальи Азаровой («Календарь. Книга гаданий»). Бесконечность в понимании поэтессы Ры Никоновой представлена закручивающимися далекими по смыслу, но близкими по звучанию, словами в инсталляции Андрея Бергера, где на прямые параллельные струны накладываются световые искривленные линии, искажая первоначальный смысл и создавая новый язык.
Андрей Бергер, The Flow
Работу с визуальной поэзией лучше всех могут представить страницы журнала «Транспонанс», создатели которого стремились изменить смысл печатных работ, перенести, транспонировать их в другое пространство. Любые единицы текста – предложения, слова, слоги, буквы – находятся в постоянном движении, создавая новые формы, а журнал подчиняется им, меняет свои контуры, нарушает правила печати. Смелые авангардистские решения текстовыми верстками и коллажами ломают представления, сформированные привычками потребителя печатной продукции. Форма единицы текста вкупе с его звучанием и смысловым содержанием воздействуют на неподготовленного читателя, которому с каждым перелистыванием страницы предопределено с нуля погружаться в текст.
Журнал «Транспонанс»
«Заумь» Алексея Крученых, отказавшегося от традиционного понимания естественного языка и изменившего его форму, проиллюстрирована с помощью объекта «Высоты». Полное раздробление составляющих текста и хаотичное сплетение полученных обломков уничтожает стремление к поиску смысла в произведении. Заумь существует на пересечении словесного и визуального: в то время как изначально стихотворение Алексея Крученых «Высоты» выглядит таким образом:
вселенский язык
е у ю
и а о
о а
о а е е и е я
о а
е у и е и
и е е
и и ы и е и и ы,
объект, представленный на выставке, облегчает зрителю работу по рационализации увиденного.
Алексей Крученых, Высоты
Произведения напоминают эксперименты с лабораторными работами обожателей физики и механики, когда искреннее желание преодолеть невозможные для понимания человека феномены выражается в невероятных проектах. Работы, созданные на пересечении искусства и науки, можно будет увидеть на выставке «Пересекая пространство» в галерее «Царская башня». Куратор: Алиса Прохорова. Выставка организована Фондом «Культурное пространство» при поддержке ОАО «РЖД» и галереи «Триумф».
Сергей Филатов, Ротатор – 4