Когда время остановилось...

20 октября 202015 ноября 2020
|
ММОМА

20 октября в образовательном центре ММОМА в Ермолаевском переулке открылась выставка «20:20. Время остановилось». Данный проект – это попытка десяти художников, работающих в разных жанрах и техниках, отобразить и осмыслить неожиданные и весьма специфичные реалии 2020 года, показать жизнь самого обычного человека, столкнувшегося с необычной действительностью, вызванной необходимостью самоизоляции из-за введенных правительственных мер, направленных на борьбу с новой ковидной инфекцией. 

Текст и фото: Екатерина Павленко

Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Опыт, показанный на выставке – это еще незавершившаяся реальность каждого из нас: продолжающееся обстоятельство, не имеющее видимого конца и, похоже, скрывающее еще много неприятных сюрпризов. Это исследование новых ритуалов и привычек, появившихся или обострившихся в  это непростое время. Само название проекта отсылает нас к странным образом появившейся у людей привычке делать скриншоты экрана iPhone в  моменты появления двойных чисел на  часах: то ли на удачу, то ли просто так. Именно всеобъемлемостью и острой актуальностью, отзывающейся у каждого зрителя чем-то своим, скорее всего довольно болезненным, и интересен этот проект. 

А еще он интересен тем, что любой из представленных экспонатов имеет далеко ни один смысл и разгадать их все не всегда так уж просто.   

Огромная фотография девушки с подбитым глазом (актриса Варвара Шмыкова), наверное, самая броская и самая запоминающаяся работа на выставке. Размер объекта, занимающего всю стену, впечатляет. Кадр, запечатлевший лицо раздетой покалеченной девушки, тревожно глядящей на посетителей выставки – это работа художницы Альбины Мохряковой, входящая в серию «Синяки». Не трудно догадаться, что это фотография в стиле селфи – есть призыв обратить внимание на тему домашнего насилия, обострившегося в период пандемии. Гораздо сложнее разглядеть в этой работе художественную актуализацию проблемы медийной циркуляции популярных образов и фейковых новостей. В основу данной работы лег не факт избиения кого-то за соседской стеной, а скандал, связанный с разоблачением популярной американской актрисы Эмберт Хэрд, обвинившей бывшего мужа Джонни Деппа в применении насилия, путем публикации фотографий рисованных увечий.  

Альбина Мохрякова, из серии «Синяки». Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

К теме массмедиа и виртуальных пространств, так или иначе обратились и другие участники выставки: в эпоху вынужденного затворничества виртуальная реальность сильно потеснила привычную материальною действительность. 

Широко известный художник Игорь Самолет представил работу под названием «20:20», 2020 г., давшую название всей выставке и представляющую собой огромный тканевый круг, по бортам которого разместились скриншоты его личного цифрового контента: фотоархивов, скриншотов, записей мессенджеров и т.д. Создавая эту скульптуру, точнее «контент-форму» (именно так называет автор свои произведении), художник хотел показать эмоциональную неустойчивость, потерянность и хрупкость современного человека внутри безгранично и беспрерывно циркулирующего цифрового пространства. Его экспонат – это кольцо без конца и начала, с гирляндой всего того, что позволяет определить любую личность посредством ее цифровых меток в интернете, со стаканчиком из-под кофе в центре с воткнутой в него зубной щеткой. Тканевый круг как шестеренка некого механизма: символ бесконечного потребления. Стаканчик – символ человека, запертого в доме. Все вместе: грусть, страх и бессмысленность существования взаперти … 

Игорь Самолет, 20:20. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

В этом контексте гораздо более оптимистичной выглядит совместная работа Кирилла Макарова с Ксенией Кононенко «В соленом песке у солнца мускусный запах»: триединство медиатехнологий, изобразительного искусства и поэзии. Результат их сотрудничества – это воссозданная модель обычной комнаты с холостом на стене, с письменным столом в ее центре и стационарным компьютером на нем. Холст – картина, созданная Кириллом по мотивам компьютерной игры. На экране компьютера разворачивается действо – часть композиции: там оживают избыточно красивые цифровые миры, произрастают знаки, рифмуются ритмы, звучат поэтические строки. Там есть место для нестандартных образов и непрочитанных стихов, там все другое, нежели в действительности: манящее, искрящиеся и зовущее. Любой желающий может погрузится в этот придуманный и блестящий мир как в популярную игру, отгородивших от опостылевшего мира замкнутого пространства. Погрузиться, чтобы довольно скоро понять, что эта история не про утопические миры, это новый инструмент, созданный мастером и данный человеку для отыскания базовых ценностей, в первую очередь, чувства времени, ощущения красоты и поиска жизненных смыслов. Игра – не игра. Это метафора перерождающегося после пандемии мира. 

Кирилл Макаров и Ксения Кононенко, В соленом песке у солнца мускусный запах. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Впрочем, если ты не готов к такому добровольно философско-виртуальному путешествию, то будь готов, к тому, что длинные руки цифровых сетей сами найдут тебя, выплеснувшись с экрана твоего же смартфона, давно ставшего частью любой личности. 

Работа Анны Таганцевой-Кобзевой «Windo» - это умелое соединение живописи, графики и виртуальной реальности. Вдохновленная эзотерическим учениями, некими архаичными знаниями, руническими и иероглифическими письменами, загадочностью мира насекомых художница, представила работу, которая оживает при наведении камеры смартфона на qr-код (да-да, то самый qr-код – символ московской самоизоляции) размещенный на полу рядом с инсталляцией. Секунда и причудливые щупальцы: то ли письмена, то ли паучьи лапы извиваясь, забьются в экран с той стороны, где существует совсем иной мир … 

Анна Таганцева-Кобзева, Windo. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Мне удалось задать автору пару вопросов относительно представленной работы. Больше всего было интересно узнать, не зашифровала ли в ней художница некую фразу, подлежащую прочтению либо посредством новейших технологий, любо через обладание древнейшими знаниями. Увы! Представленная работа - именно результат авторской фантазии, вдохновленной эстетикой древних письменностей. Эстетикой! Не содержанием. 

Анна Таганцева-Кобзева на фоне работы Windo. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Впрочем, пандемия не абсолютно равна погружению в виртуальную действительность. Странные ритуалы, традиции и привычки - далеко не единственный результат самоизоляция. Неожиданное одиночество - это еще и возврат к забытым техникам, древним философиям, практикам совершенствования тела и духа. 

Работа Данини «Me & Me», это история не только о цифре, но и о том, что рукоделие как форма творчества и созидания стала способом самоуспокоения для тех, кто умеет жить не только у компьютерного экрана. Ее картина, представляющая собой вышивку крестиком, хоть и содержит в сюжете повторяющиеся компьютерные шрифты, повествует зрителю не только o виртуальности, но и о том, что еще недавно было обязательным навыком для любой девушки.  Медитативный процесс вышивки стал точкой опоры для самой художницы в период вынужденной жизни в ограниченном пространстве, в то время как сюжет картины и его исполнение – это наглядная демонстрация сбоя, в котором вышивка, дополненная узнаваемыми компьютерными мемами и шрифтами как бы становится физическим отображением цифрового пространства, а само пространство, лишенное телесности вдруг обретает физическую форму. Актуальная тема в период всемирного кризиса. 

Данини, Me & Me. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Обращение Данини к ручному труду рефреном звучит и в работе Софы Скидан, которая помимо прочего, давно практикует йогу как учение о силе духа и совершенстве тела. Не секрет, что во время пандемии уровень социальной тревожность возрос многократно. Представленная на выставке скульптура Скидан «Слабая телесность твоего вооружения», сочетающая в себе артефакты постцифрового пространства с элементами природного ландшафта, стала той формой самодисциплины, которая позволила автору соорганизовать собственное расползающееся время в течение локдауна. В результате сама скульптура может легко трактоваться и как символ тоски по утраченному, и как символ человеческой воли, дающей опору в труде в  нестандартных условиях, позволяющей вырваться из замкнутого круга повторяющихся образов. 

Софа Скидан, Слабая телесность твоего вооружения. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Кстати, о круге образов. Этой теме посвящена работа Никиты Селезнева «Посреди ячменного поля». Вдохновленный языком и образами современных пабликов, художник затронул тему потери индивидуальности и бесконечное повторяемости процессов, отражений, схем, рисунков и прочего. Его работа – история о том, что было и о том, что стерлось в результате многократного обезличенного дублирования. Мы смотрим на поцелуй в скульптурной форме тут же силимся разглядеть его в искаженном виде отражения на экране. Постепенно мы понимаем, что этот поцелуй один их миллиардов и совершенно безразлично, кто его повторяет и зачем: это не про отношения. Это символ: то ли эмоция в кадре, то ли кадр про эмоцию… Очередная строфа, в так называемой  авторской «карате-поэзии». 

Никита Селезнев, Посреди ячменного поля. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Работы Владимира Карташова «Протодисплей» - это аллегорические рисунки, заключенные в каменные рамы. Именно рамы являются тем, что приковывает взгляд: тяжелые, цветные, избыточные и вычурные они подменяют собой то, что должны подчеркивать. Что ж, в нашей жизни мы часто за наносной мишурой не видим истины и работы Владимира, в том числе, и об этом.  

Владимир Карташов, Протодисплей. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Еще более актуальна тема затронута в работе Анны Ротаенко «Кино»: мы видим афиши несуществующих блокбастеров и кино, показываемое с помощью очередного qr-кода. Сколько времени мы провели этой весной у стеклянных экранов? Что мы вынесли из этого потока информации? Поток, нескончаемое мелькание, постоянный бессмысленный звук, - с одной стороны. Замедленное течение времени, отведенное на осмысление выделенной информации, как нереальная привилегия наших дней и совсем скорого будущего, - с другой. 

Подводя итог обзору выставки, можно сказать, что она, в первую очередь, все-таки о  ЧЕЛОВЕКЕ: ЕГО ПРОБЛЕМАХ И ЕГО ОЩУЩЕНИЯХ, а только потом: о цифре, о скорости и о поглощении виртуальностью действительности. Именно об этом и самаяжизнеутверждающая работа Артема Го «Потрясающе».  Его «планшет», покрытый кракелюрами старых икон – это рассказ о том, что, несмотря на всю цифру, материальная реальность вечна. Сколько бы не длился локдаун, все равно придет время выйти на улицу, посмотреть на солнце, вздохнуть запах моря и заняться обыденными вещами, являющимися частью материального, а не виртуального мира. 

Все пройдет, пройдет и это. 

Артем Го, Потрясающе. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел

Выставка продлится до 15 ноября.

Куратор выставки Александр Буренков. 

На выставке представлены работы десяти молодых художников: Артема Голощапова, Данини, Владимира Карташова, Кирилла Макарова, Анны Ротаенко, Игоря Самолета, Никиты Селезнева, Софы Скидан и Анны Таганцевой-Кобзевой и Альбины Мохряковой.