Когда я ем?
Так уж сложилось, что в нашей культуре момент принятия пищи – это не только физиологический акт, но еще и социальный. За столом мы встречаемся с семьей дома, в гостях дружелюбный хозяин обязательно предложит нам чашку чая с печеньем. Вряд ли он думает, что мы голодны или хотим пить – прием пищи перестал быть исключительно удовлетворением естественных потребностей уже очень давно.
Кураторы выставки «Когда я ем», открывшейся 11 ноября в пространстве ЦТИ ФАБРИКА в зале ОЛИВЬЕ, рассматривают еду именно с такой точки зрения. Войдя в зал, каждому начинает сразу же хотеться есть, и это не удивительно, ведь со всех сторон в разных ипостасях развешана, разложена и подвешена еда или столовые приборы. Например, в работе Даши Гусаковой «Хлебушек», этот вид хлебобулочного изделия становится главным героем маленького ироничного видеоролика, хотя всем известно, что не так давно именно к хлебу было особое отношение. Моя бабушка страшно ругалась, если хлеб оказывался в помойке или на полу – это ведь совсем не игрушки, к этому продукту нужно относиться бережно и уважительно. Даша же нарушает все бабушкины заветы, как бы играясь с белой буханкой.
Роман Мокров в своей серии фотографий через еду передает атмосферу праздника. Здесь нет наряженных людей, только столы, заставленные изысканными блюдами, которые у каждого из нас ассоциируются с торжествами.
Еда вызывает множество ассоциаций. Наверное, у всех есть блюда, которые ассоциируются с детством. Именно на таких ассоциациях и построена работа Ростана Тавасиева. Он представил видеоролик, что кстати, не типично для этого художника, в котором его бабушка сидит на кухне, готовит и что-то рассказывает. Звука мы не слышим, но он здесь и не нужен. Важно только то, что это частичка детства, которая всегда остается с нами, пока есть кому сидеть на кухне и что-то рассказывать.
Художница Дарья Неретина выстраивает пирамиду из граненых стаканов, помещая в каждый по огромной подсолнечной семечке. Вроде бы такие пирамиды у нас ассоциируются с торжествами, когда красивый официант в белой рубашке наливает шампанское сразу во все бокалы, тем самым вызывая у публики море эмоций таким старым приемом. Здесь же в подобной пирамиде выстроены граненые стаканы, из которых обычно пьют что-то явно крепче шампанского. Семечки же выступают тут в роли этого самого крепкого напитка – вот такой сложный поток ассоциаций.
Мари Сокол предлагает нам погрузиться в мир домохозяек. Ее работа – это тоже небольшие ролики-видеоблоги. В них она перевоплощается в домохозяйку и рассказывает о тонкостях приготовления разных блюд.
Подводя итог, хочется отметить, что выставка получилась очень веселой и легкой для восприятия. Каждый экспонат здесь прекрасно вписывается в общую картину и раскрывает какой-то один аспект потребления пищи. Мы советуем вам сходить на эту выставку только для того, чтобы еще раз убедиться в том, что молодые художники в нашей стране очень талантливы и ироничны.
Текст: Мария Назарова
Фото: Мария Назарова, Инна Супряга