Над интервью работала Александра Рязанова
Фото предоставлены организаторами фестиваля "Корень нового"
Портрет Джины Каннингхем с мужем - Катя Сивитская
С 10 сентября по 10 октября, в рамках ежегодного фестиваля цветов «Краски осени», в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» пройдёт Фестиваль современного искусства «Корень нового», приуроченный к 310-летнему юбилею сада. В проекте участвуют более 30 известных художников разных направлений и стилей из Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии, Германии, Польши, Франции, Украины, Швеции, США, острова Мартиника, Индии и России.
Куратором проекта "Лодка" Джины Каннингхем выступила Анна Дорофеева.
Джина Каннингхем (Gina Cunningham). В своих произведениях художница поднимает, прежде всего, социальные и нравственные проблемы. Джина преподавала изобразительное искусство и кинематограф в США, Индии и на Гаити. Сегодня она является совладельцем легендарного ресторана Tap Tap в Майами, где периодически проводит выставки. На ее счету 18 документальных фильмов на тему социальной справедливости, в которых она встает на защиту иммигрантов и бедных слоев населения.
Джина и сама служит примером силы духа и стойкости перед трудностями. В возрасте 28 лет она попала в тяжелую аварию: ее, ехавшую на велосипеде, сбил грузовик. Джина прошла через множество операций и длительное лечение, однако не прекратила творить. «Несмотря на то, что эта травма навсегда изменила мою жизнь и планы на будущее, я никогда не воспринимала себя жертвой и не позволила моему состоянию определять мой образ жизни», – так говорит о себе художница, активно сотрудничающая с множеством некоммерческих арт-организаций и гуманитарных обществ.
Александра Рязанова: Как Вы пришли к идее создания проекта «Лодка»?
Джина Каннингхем: Я и мой муж Питер были свидетелями кризиса иммигрантов в 90х. Много людей с Кубы и Гаити были вынуждены покинуть свой дом и бежать в США. Мы не могли остаться равнодушными и приютили около одиннадцати человек у себя дома, помогли найти им работу. С некоторыми семьями мы общаемся до сих пор. В итоге мы даже открыли ресторан гаитянской кухни в Майами бич, там же мы показываем искусство Гаити.
Когда я увидела этих несчастных людей, вынужденных покинуть свою Родину, я поняла, что должна сделать видео, посвящённое всем им. «Лодка» символизирует красоту и прелесть жизни, но в то же время ее боль и горечь.
А.Р.: Насколько я знаю, у Вас есть целая серия работ с лодками, посвященная духовному пути человека.
Д.К.: Я делала такие работы несколько раз – в Исландии, в разных частях Америки и теперь в России. Каждый раз я делаю их по-разному, однако каждый раз мои лодки символизируют одни и те же вещи.
Фото:Катя Сивитская
А.Р.: В своем видео из Исландии Вы сжигаете маленькие лодки, плавающие по воде. Это имеет какое-то отношение к индийской культуре, Вы ведь какое-то время пробыли в этой стране?
Д.К.: На меня сильно повлияла поездка в Индию, особенно когда я была в районе реки Ганг. Местные жители верят в то, что если человек умирает около этой священной реки, то он настоящий счастливец. Покойных сжигают в лодках, плавающих по реке. Считается, что таким образом они обретают спокойствие. Конечно, европейцев это зрелище обычно пугает, но меня оно заворожило.
А.Р.: Какие нюансы, обусловленные местом проведения фестиваля (Ботанический сад), Вы учитывали при создании данной работы?
Д.К.: Фестиваль идет месяц, поэтому мы используем водостойкие материалы, которые должны будут выстоять осеннюю дождливую погоду. Все должно быть крупным, так как сад достаточно большой. Несмотря на то, что моя работа будет яркой, и на первый взгляд очень веселой, говорю я в ней об очень серьезной теме.
А.Р.: А какие Вы учитывали особенности русской культуры при создании данной работы? Учитывали ли вообще?
Д.К.: Россия – огромная страна, поэтому я постаралась это подчеркнуть масштабами своей инсталляции.
А.Р.: Ключевая задача художников на данном фестивале — раскрыть в своих произведениях взаимоотношения человека и природы, отдавая дань природной красоте Аптекарского огорода. Как Вы справились с этой задачей?
Д.К.: Я постаралась показать взаимодействие при помощи цвета. Яркие краски моей инсталляции должны быть в контрасте с осенними природными цветами сада.
Фото: Марина Заболотская
А.Р.: Какой эффект данная работа должна оказать на зрителя, на Ваш взгляд? На какие мысли должна натолкнуть?
Д.К.: Я бы сказала, что моя работа имеет множество смыслов. Каждый ее поймет по-своему, в этом и есть прелесть искусства. Я стараюсь говорить о серьезных вещах весело, поэтому в первую очередь, она должна вызывать радостные эмоции. Но я также надеюсь, что люди не только насладятся ее эстетической частью, но смогут почувствовать в ней одиночество, грусть, неопределенность и смерть.
А.Р.: Что для Вас важнее? Высказаться или быть понятой зрителем?
Д.К.: Ох, мне уже больше шестидесяти лет, и я никогда не была понятой. Думаю, что самовыражение важнее, потому что это очень важно для любого художника.
А.Р.: Что Вам больше всего нравится в России?
Д.К.: Я в России уже второй раз, и в этот раз я в полном восторге от куратора фестиваля, Анны Дорофеевой. Благодаря ей удалось посетить Санкт-Петербург - мы были поражены Золотой кладовой в Эрмитаже. Мне нравится в России, и я надеюсь побывать здесь еще много раз.
Над интервью работала Александра Рязанова
Фото предоставлены организаторами фестиваля "Корень нового"
Портрет Джины Каннингхем с мужем - Катя Сивитская