Корень нового: Владимир Онищук

Осенью 2016 года на территории Ботанического сада МГУ, «Аптекарский огород» прошел международный фестиваль современного искусства «Корень нового», приуроченный к 310-ти летию сада. В рамках этого события Анна Дорофеева и Марина Гусева, организаторы и кураторы фестиваля пригласили более 30 художников разных направлений и географий из Великобритании, Испании, Италии, Швейцарии, Германии, Польши, Франции, Украины, Швеции, США, острова Мартиника, Индии и России. 

В рамках этого фестиваля Владимир Онищук сделал инсталляцию "Человеческое растение", рассказывающую историю нескольких поколений семьи.

Кратор инсталляции: Анна Дорофеева

Владимир Онищук родился в 1978 году в Кемерово.В 2000 году окончил Кемеровское художественное училище по специальности педагог - живописец, а в 2008 - Московский государственный академический  художественный институт имени В.И. Сурикова по специальности художник - живописец . В 2002 году поучаствовал в международной выставке "Космос", в 2006 году выступил художником-постановщиком спектакля "Процесс" в Музее В.В.Маяковского. В 2012 году выступил одним из организаторов выставки "Живой импульс"  в Москве. 

Александра Рязанова: Расскажите немного о своей работе.

Владимир Онищук: Я давно живу в Москве, но никогда раньше не был в Аптекарском огороде. Когда меня Анна пригласила сюда впервые, я обратил внимание на то, что люди здесь собираются очень душевно-настроенные и хотят вдохнуть здесь глоток жизни.  Тема выставки – природа, человек, искусство, и как это все взаимосвязано между собой. У меня возникла идея построить свою работу на человеческих ассоциациях. 

Мой проект называется «Человеческое растение» - кирпич, поросший травой, из которой растет лаванда, а в ней цветет маленькая роза. Все эти растения по отдельности важны для моих знакомых женщин, а вместе они создают своеобразную историю семьи. 

Бабушка, для которой мох и кирпич запомнились в 1937 году, когда ее мужа репрессировали. Она запомнила на всю жизнь растерянное лицо своего мужа на фоне красно-зеленой бархатной стены.

Для ее дочери лаванда – цветок детства. Она часто проводила лето в доме у родственников и каждый день она там просыпалась около открытого окна, где росла лаванда. С тех пор аромат лаванды ассоциируется у нее с самыми счастливыми днями в ее жизни. 

Для внучки роза – цветок первой влюбленности. Ей, 27-летней девушке, пятилетний соседский мальчик подарил розочки в качестве признания в своей любви.

Владимир Онищук, "Человеческое растение", 2016

А.Р.: Как данная работа перекликается с Вашими ранними произведениями?

В.О.: Мне всегда было интересно смотреть на то, как люди проявляют свой характер. Часто нам всем приходится подстраиваться под общество и скрывать какие-то свои качества. Все черты проявляются в мелочах, на которые часто не обращают внимание, однако для меня они ценнее всего.

А.Р.: Какой эффект данная работа должна произвести на зрителя, на Ваш взгляд?

В.О.: Думаю, женщинам она будет понятна больше, потому что женщины больше открыты к таким ассоциациям. Мне кажется, что если бы мужчины позволили себе стать чуть мягче и лиричнее, это помогло бы лучше понять женщин.

Владимир Онищук, "Человеческое растение", 2016

А.Р.: Для Вас важнее самовыражение или понимание зрителя?

В.О.: Все люди разные, и быть понятным для всех невозможно. Я стараюсь вызвать эмоции и ассоциации – у каждого они свои. Мне кажется, в этом и есть сила искусства – найти подход к совершенно разным людям.

А.Р.: Кто был Вашим любимым художником, когда Вы были подростком?

В.О.: Не могу сказать, что какой-то художников оказал а меня сильное влияние. Скорее, это было люди, ежедневный контакт с которыми мотивировал и помогал развиваться. Если бы не они, я бы не был сейчас здесь. 

А.Р.: А все-таки какой художник Вас восхищал?

В.О.: Душевный трепет у меня вызывал Пьер Сулаж. Посетив его выставку, мне казалось, что даже физически он на меня оказал большое влияние. 

 

Владимир Онищук, "Человеческое растение", 2016

Над интервью работала Александра Рязанова

Фото предоставлены организаторами фестиваля "Корень нового"