Кросс-культурное искусство
В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка "Отчужденный рай. Современное искусство Китая из коллекции DSL".
Традиционное искусство Китая – театр теней, каллиграфия и живопись – отошло на второй план. Данная выставка проходит под эгидой "кросс-культурных связей", то есть она является симбиозом китайской культуры и европейского искусства. За основу взяты национальные проблемы, которые начали "выплывать на поверхность" после Китайской культурной революции. Одна из них "спряталась" в названии выставки: "Отчужденный рай" - это одноименное видео Яна Фудуна. Художник запечатлел на черно-белую пленку психологическую болезнь современности, которая вмещает в себя интеллектуальное безумие и личностное одиночество.
Психологическая драма и неудовлетворенность Яна Фудуна контрастирует с идеалистической инсталляцией Яна Цзечана "Дрейфующий мегаполис", где главную роль играет отрешенность от мира с его постоянной вереницей проблем. Работа, состоящая из восьми панелей, - это апофеоз спокойствия, это отчужденность от власти во всех ее проявлениях: религии, этики, политики, идеологии, воин и т.д. "Дрейфующий мегаполис" - это нарисованная страна Эльдорадо, где из-под кисти художника выглядывают надежды и желания современности.
В сущности, "Отчужденный рай" - это визуализация проблем общества, в частности Китая, только обрамленная современным искусством и субъективным взглядом художников. Инсталляция Цень Юаня "Яйцо Динозавра. Киндер-сюрприз" - яркое и однозначное подтверждение вышесказанному. Фигурки, разодетые в традиционную китайскую одежду и расставленные на карте мира в хаотичном порядке – это метафоричное изображение беспорядочной иммиграции в Китае. Говорят: "Красиво жить не запретишь", в поисках прекрасной жизни люди не только разбредаются по всему свету, но и "очищаются" от своего прошлого: работа Чзана Хуань "Сансара". Ключ к пониманию "картины" прячется в материале – работа создана из пепла благовоний и подношений.
По китайской традиции пепел должен быть развеян над водой, сегодня же к нему относятся, как к отбросам и нечистотам. Сакральное значение пепла развеяли по ветру. Что же сделали с Богами? Их выкинули на помойку за ненадобностью (инсталляция "Приют Богов" Пэна Хунчжи). Статуэтки божеств были популярны во время бума азартных игр в 1980-е, но если они не помогали, их выкидывали, и "боги" находили свой приют не в храме, а в мусорке среди консервных банок и целлофановых пакетов. Художник выставил в ряды "затюканных" жизнью божеств, намекая то ли на постулат Ницше "Бог умер", то ли на низвержение людьми своим собственных идолов, которые раньше были идеалами.
Кто сегодня идеал для современного человека? Есть он ли он вообще? Или предел наших мечтаний не выходит за рамки офисов и денежных мешков? Цао Фэй в своем одноканальном видео "Бешеный пес" сатирически смотрит на жизнь "белых воротничков": в офисе работают собаки с повадками человека, чьим единственным достоинством является стадное чувство. На выставке узнаешь, что люди низвергли своих Богов, уподобились животным и забыли традиции – и это вовсе не язвительная насмешка над современным обществом. Это правда. Кросс-культурные связи установлены и художественный обмен с западом состоялся. Что дальше? Современное искусство зачастую не дает ответов, оно лишь задает вопросы.
Автор статьи: Ксения Кулясова