Ксения Кулясова: Между статикой и динамикой

В центре творческих индустрий "Фабрика" последние дни работает выставка "Фото как видео, видео как фото", кураторы которой, Марина Фоменко и Андрей Мартынов, постарались уловить едва ощутимую грань между фото и видео. Фотография - это статичное отображение жизни, в то время как видео - непрерывная динамика. Они находятся на двух противоположных полюсах, между которыми, если постараться, можно невооруженным глазам разглядеть пограничную область, где разница между фото и видео стирается.  Эта граница художественной мимикрии: видео замедляется и попадает в капкан фотографии, а фото начинает свое движение. Четкая грань между статикой и динамикой исчезает, в сухом остатке остается пунктирная линия, разделявшая их ранее. 

Фотограф: Влад Чиженков 

В работе Филипа Габриеля Пудло "Коллекция" фотография вторгается в область видео: семейный портреты, сделанные видеокамерой, замирают, а задний план (фон) продолжает "жить". Статика и динамика суммируются и в итоге создают "живую" фотографию, которая является прямым отображением образов современных медиа. За "подвижными" фотографиями Пудло следует работа Бадр Эль Хаммами "Воспоминания #2": неподвижные дети запускают солнечных зайчиков, со временем (видео длится 6:00) создается впечатление, что только отраженные лучи солнца "прыгают" на экране. Монтируя видео, автор использовал предельно замедляющий эффект, который создал иллюзию отсутствия движения. Тем самым Хаммами провел пунктирную линию между статикой и динамикой. В прямом смысле переходной работой между видео и фото является видео Алека Фон Баргена "Женщины". Автор последовательно расположил сто стоп-кадров с разными фотографиями женщины и смонтировал видео. Его работа зеркально отображает ее внутренние терзание и болезненную рефлексию, а звуковое сопровождение (стоны, всхлипы и вздохи) - эхо ее эмоций и чувств. 

Бадр Эль Хаммами. Воспоминание. Кадр из видео.

Фотограф Такихиро Сато снимал свет с длинной выдержкой цифровой камеры (цифровая фотография "Живые тени"), можно сказать, он "рисовал" светом. Часами фиксируя незначительные изменения света, фотограф создавал световые линии. Такихиро Сато "оживил" в своей фотоработе мобильность света, объединив неподвижное (фото) с постоянным движением (видео). Фотографы Томоюки Сакагути и Майкл Вольф в своих фотосериях "Окно" и "Токийская компрессия" (соответственно) снимали портреты людей в метрополитене. Они фиксировали одномоментную жизнь поезда и его пассажиров, которая оставалась в фотокадре, пока настоящая жизнь людей неслась дальше, в темные туннели метро. Их, вроде бы, статичные фотографии "едут" дальше с пассажирами, драматичность которых - одна из составлющих каждого снимка.   

Такихиро Сато. "Живые тени". Цифровая фотография 

Видео - движение. Однако этот постулат "разбивается" об видео Александры Митлянской "Друзья Увы". Нарратив работы - это взгляд на мир пожилого человека Увы, вынужденного после инсульта проводить все свое свободное время в четырех стенах и смотреть в окно, которое являлось единственным связующим звеном между Увы и миром. Общий план видео (фотографичное изображение) - это окно и вид из него. И только изредка в левом нижнем углу экрана появляется  "жизнь" (птицы и белки). Динамика сведена к минимума, именно поэтому возникает ощущение неподвижности видео. Другая работа - видео "Депо (адаптация)" Марины Фоменко - это мимикрия фотографии в видео. Реконструкция паровозного депо Николаевской железной дороги - разрушительная пародия на движение вперед, которая сталкивается с незаметно появляющимися фотографиями древних руин. Последние - это символичная статика, намек на то, что события прошлого невозможно уничтожить, о них лишь можно на время забыть. 

Александра Митлянская. "Друзья Уве". Кадр из видео.

Последняя работа выставки - видео Клеменса Вильхема "Петер мертв", ее можно назвать эпилогом всей видео экспозиции. Найдя в мусорном баке стопку фотографий неизвестного мужчины, автор решил придумать его жизнь и сделать из нее идейный видео ряд. "Играя" с судьбой незнакомца (зритель ее видит, как последовательность фотографий и комментариев к ним), Клеменс  Вильхем задает вопросы, ответы на которые каждый ищет сам. Например, "Каким мы видим незнакомца?". Посетитель выставки может ответить на этот вопрос, а вот Петер - нет: во-первых, он умер, а во-вторых, он сам - незнакомец для каждого из нас. 

Клеменс Вильхельм. "Петер мертв". Кадр из видео.

Девять авторов, девять работ - не так много по меркам выставок современного искусства, но этого оказалось достаточно для того, чтобы зритель смог визуализировать пограничную область между фото и видео. Выставка "Фото как видео, видео как фото" - это сочетание двух граней одного целого: статики и динамики.

28 сентября, в воскресенье в 17.00 состоится экскурсия по выставке «Фото как видео, видео как фото», которую проведет ее куратор Марина Фоменко.

Выставка, организованная Центром медиаискусства «Сейчас&Потом» при поддержке ЦТИ Фабрика, работает до 30 сентября. 

Автор статьи: Ксения Кулясова

Фотографии экспозиции: Влад Чиженков 

Фотографии экспозиции: Влад Чиженков