Куратор Александр Мурашов: в России искусство новых медиа не очень любят

Редакция ART Узла начинает серию интервью с молодыми профессионалами арт-рынка: кураторами, критиками, арт-дилерами, галеристами и другими, кто, как говорится, “в теме”.  “Молодыми” не в смысле эйджизма (эйджизм мы осуждаем всей душой и редакцией), а скорее как  антоним к слову “матерые”, то есть это люди не “начинающие”, уже достигшие успехов в профессии, но еще не ставшие бронзовым изваянием и 10 страницами текста в энциклопедии по современному искусству. И первым гостем рубрики стал куратор, ведущий телеграм-канала по современному искусству, кинопродюсер, книгоиздатель и, по собственному определению, “слеш-человек” Александр Мурашов.

Беседовала Надежда Лисовская, фото предоставлены Александром Мурашовым

Как бы ты охарактеризовал себя и свой род занятий? 

Чем только я не занимаюсь, на самом деле. Современное искусство, книги, дизайн, кино, музыка — можно, не буду перечислять? Недавно услышал новый термин —  слеш-человек (///), мол, это как шампунь «восемь в одном», только в отличие от шампуня, в таком человеке все стороны и направления деятельности и интересов развиты очень хорошо. Мне проще говорить, что я арт-деятель, везде и всегда.

 “Слеш-человек” — прекрасное определение. И как ты им стал? 

Сначала изучал и практиковал дизайн. Потом —  типографика и «книжная тема», потом —  выставки, творческие объединения и так далее. Открылась для меня дверь в бесконечный мир современного искусства, когда после одного занятия по режиссуре (увлекался тогда именно кинематографом) я подумал, что можно попробовать снять кино. Пока шёл домой, придумал сырой вариант сценария, написал подруге, ей идея понравилась, и ровно через год мы смотрели готовое кино собственного производства. Вот именно на съёмках, пожалуй, я и почувствовал впервые тот восторг, тот кайф безмерный, который мне сказал: «Саша, теперь тебе одна дорога — добро пожаловать в современное искусство».

Сложно заниматься всем сразу. Все же есть что-то “основное”, так скажем: кураторство, издательство, дизайн?

Приоритетов нет никаких. Ни за что не скажу, что люблю книги верстать больше, чем снимать кино или играть на гитаре. Широкий спектр интересов даёт огромную вариативность деятельности. Есть крутая идея для выставки —  вперёд, классный сценарий - снимаем. Дальше по возможности. То есть, вот мой друг Август Костин пишет сейчас сценарий, там уже сейчас бюджет более миллиона долларов нужен, понятное дело, денег нам пока таких не найти. И логичнее мне будет пока сосредоточиться на проектах, реализация которых хоть чуточку более близка по календарю. Но, Боже упаси, это не из-за какой-то нелюбви! Наверное, потому что просто ненавижу сидеть без дела.

И над чем ты работаешь сейчас?

Так получилось, что после новогодних праздников на меня словно напала некая мистическая сила. Вдруг я понял, что нужно издавать книги. Причём в каком-то нечеловеческом темпе. Благо, уже несколько лет я участвую в издательстве «Добро-books» (основано в 2007 г. Лизой Плавинской и Дашей Делоне), так что авторов и тексты не пришлось искать долго. В результате, начиная с января, у меня настоящий марафон книг. Буквально на прошлой неделе закончил каталог с фантастическими произведениями Ани Мороз. Пока он в виде электронной книги, но с каждым днём всё сильнее хочется напечатать. Ещё прямо сейчас и каждый день веду блог в телеграм по поводу кураторства, современного искусства и всего, что с этим связано. 

Отличный, кстати, канал. Собственно, благодаря ему я и захотела взять у тебя интервью. Как ты в целом оцениваешь положение вещей в мире современного искусства? 

Конечно, сейчас всё сложно. Взять ту же терминологию. Валерий Стефанович Турчин писал, что новые поколения всегда начинают с создания собственной терминологии, или уточнения старой. И сейчас, буквально на стыке эпох/поколений, «языковые» сложности крайне ощутимы. Времена меняются, многие замечают, что мы живём на рубеже времён. А такие рубежи часто провоцируют серьёзные изменения мира искусства. Короче, я верю в революцию. Но веру мою пытаются расшатать некоторые оттенки реальности. 

В России, видимо, искусство новых медиа не очень любят. Громкие слова, с которыми запросто можно начать спорить, но если присмотреться и прислушаться к окружающей нас действительности, спор рискует и не начаться. И вот опять же, как мне кажется, дело как раз не в отсутствии симпатии (ведь миллениалы любят современное искусство и неплохо порой в нём разбираются), а в недостаточном внимании. Очень не хочу наезжать ни на кого конкретно, но вот даже попытки превратить московские библиотеки в центры искусства увенчалась не ахти каким успехом, если не сказать провалом. Этот пример я специально привёл. Именно так и вижу нынешнюю ситуацию: конфликт поколений в симбиозе с конфликтом школ и подходов. И весь коктейль в условиях пандемии, когда и в Макдональдс, бывало, не попадёшь, не то что в музей или в галерею.

И что же, по твоему мнению, ждет нас дальше?

Если говорить о каких-либо прогнозах, то я лучше повторюсь —  революция. Культурная, разумеется. Или компьютерная. Но нужен бустер, причём обязательно. Иначе ещё немножко, и мы (художники, кураторы, издатели - все) рискуем оказаться в своеобразном онлайн-лимбе, где что-то, конечно, происходит, но что именно - не очень понятно и уже не очень важно. Такого нельзя допускать нужно и словом, и делом показывать людям, что у нас тут современность, где уже вовсю пост-медийные техники, между прочим! Создавать такие проекты, которые и зрителю, и галеристу покажут, что современное искусство у нас в стране - не только праздник, но и активно развивающийся дискурс.

Есть любимчики? Художники, писатели?

Конечно, есть художники, авторы, которыми я восхищаюсь неимоверно. Вообще, мне рассказывали такую фишку, что врачи ни в коем случае не должны проникаться даже каплей сочувствия или симпатии к пациенту. Не знаю, насколько эта байка правдива, но скажу, что в случае искусства всё совсем наоборот. Тут очень важно искренне любить и то, что делаешь сам, и арт-объекты, с которыми работаешь. И уже непонятно, кто больший любимчик: Винсент Ван Гог, Дмитрий Плавинский (классики, чьи гениальные произведения обожаю), Анна Мороз, Елизавета Плавинская (гении, с которыми посчастливилось работать) или уже я сам. Всех люблю, любовь и добро побеждают.

Про глобальные прогнозы поговорили, а каковы твои личные планы?

Планы грандиозные. Идеи великие. Думаю, так и должно быть, так и надо. Сейчас продолжить работу над усердным книгоизданием, весной вместе с коллегой и наставником Лизой Плавинской выпустить небольшую сенсацию и презентовать её, летом —  взяться за съёмки кино, экранизировать что-нибудь. Стараюсь аккуратно относиться к будущему. Если слишком много о нём думать, можно запросто настоящее упустить. Цели - космические, радости - земные. Так и живём.

Александр Мурашов