Кусама Яёи

 

Пришло время искать гимн любви наших душ

Среди исторических невзгод, краткий взрыв точек света для будущего

Давайте счастливо споем эту песню великолепного будущего

Вперед

Из обращения Яёи Кусамы ко всему миру, 15 апреля 2020

Яёи Кусама (яп. 草間 彌生) – японская художница, прославившаяся своей одержимостью горошком и повторяющимися узорами. Её основные творческие концепции – это ритмичность, смелость и яркость. Она с детства страдает галлюцинациями и порой видит мир, наполненным точками, кругами и цветами. Всё это Яёи с энтузиазмом переносит в свои работы. 

Сейчас Кусаме 91 год, и она считается звездой современного искусства, самой инстаграмной и дорогой из ныне живущих художниц. В 2014 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке её ранняя работа «Белый № 28»  была продана за рекордные $7,1 млн. В 2019-м ее картина из знаменитой серии «Тыквы» была продана на Sotheby’s в Гонконге за $6,9 млн. В 2017 году в Токио открылся пятиэтажный музей Яёи Кусамы, попасть в который можно, только если успеете купить онлайн-билеты на 1,5-2 месяца вперёд.

Её выставки и ретроспективы с успехом проходят по всему миру: в Центре Жоржа Помпиду в Париже, в MоМA в Нью-Йорке, в галерее Тейт в Лондоне и во многих других ведущих музеях и галереях. В 2015 году искусство Кусамы добралось и до Москвы – Музей современного искусства Гараж представил две знаковые инсталляции художницы.  

Яёи Кусама в своей студии, 2017. Фото: Яёи Кусама, галереи Ota Fine Arts, Victoria Miro, David Zwirner

Успех и признание пришли к Кусаме далеко не сразу. Она родилась и выросла в небольшом японском городе Мацумото. Её семья занималась прибыльным бизнесом, владела фермами и недвижимостью, их финансовое положение было достаточно стабильным. Но отношения членов семьи были далеки от идеала: отец имел многочисленных любовниц, а мать, строгая бизнес-леди, срывала свои злость и отчаяние на дочери. Кроме того, маленькую Яёи заставляли шпионить за отцом. Травмирующий опыт предательства и увиденных интимных сцен позже, разумеется, отразятся на творчестве художницы. К тому же, на фоне этого мать постоянно ей твердила о главном женском предназначении – выйти замуж. 

Рисовать Кусама начала в 10 лет. Примерно тогда она стала чувствовать необходимость переносить свои переживания и обсессии на бумагу. Мать не одобряла её творчество и разрывала в клочья рисунки и холсты. Другие ранние работы Яёи сама сожжет на берегу реки у своего дома перед тем, как покинуть Японию. 

Ещё одним переживанием будущей художницы стала Вторая мировая война. На её глазах не разрывались снаряды, и ей не пришлось сталкиваться со всеми ужасами войны, но часть детства прошла на фабрике по производству парашютов для военных нужд. 

Яёи Кусама, Покинутое место, 1953. Фото: Смитсоновский музей американского искусства

С помощью своего творчества Кусама спасалась от галлюцинаций и навязчивых образов. Она обладала невероятным запасом энергии и верой в себя, но больше в неё почти никто не верил. Первая выставка абстрактных работ Кусамы осталась абсолютно незамеченной консервативной японской публикой, и юная художница решилась покорять Нью-Йорк. 

29-летняя Яёи с минимальным количеством денег приехала в США и окунулась в мир, где современное искусство делали только белые мужчины. Даже женщины-кураторы и галеристки предпочитали не рисковать и не работали со странной японкой. Впрочем, Кусама не стремилась соответствовать вкусам публики. Она совершенно обособлено представляла новое арт-течение. Среди первых, кто оценил талант и поддержал Кусаму, была Джорджия О'Кифф. С ней Яёи была знакома по переписке, ценила её талант и вдохновлялась успехом как одной из первых женщин в арт-мире Америки.

Кусама посвящала творчеству всё свое время, создавала гигантские монохромные полотна, покрытые бесконечными гнёздами. Эти гнёзда, по словам художницы, выражают то её позитивное отношение к миру, то страх перед бесконечностью вселенной. Работы удалось показать в Бруклинском музее на групповой выставке, где также участвовали знаковые художники того времени: Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони. Так Кусаму заметили критики и арт-сообщество. У неё появились друзья, был и десятилетний платонический роман с уже седовласым сюрреалистом Джозефом Корнелом. 

Без названия, 1967, Коллекция Джеймса Кита Брауна и Эрика Дифенбаха. Фото: Яёи Кусама 

В творчестве Яёи появилось много новых мотивов, тем, медиа. В 1960-х она занималась живописью, скульптурой, перформансами, хепенингами, инсталляциями. Тогда такое разнообразие способов творческого самовыражения ещё не было распространено. 

С 1962 года Кусама создает мягкие скульптуры. Первой стала «Аккумуляция №1» – кресло, покрытое мягкими выпуклостями фаллического характера. В интервью 1999 года в Bomb Magazine Яёи так прокомментировала эту работу: «Я одержимый художник, я боюсь всего, что вижу. Одно время я боялась и всего, что делала. Кресло, густо покрытое фаллосами, было моей психосоматической работой, выполненной, когда я испытывала страх перед сексуальностью».

Аккумуляция №1, 1962. Фото: Яёи Кусама 

Поле фаллосов, 1965. Фото: Яёи Кусама, галерея Ota Fine Arts, Victoria Miro, David Zwirner

Важной стала и работа 1964 года – «Шоу тысячи лодок». Настоящая гребная лодка была покрыта мягкими выступами и помещена в комнату, обклеенную 999 изображениями этой же лодки.  

Выставка «Тысяча лодок», 1963. Галерея Гертруда Штайн, Нью-Йорк. Фото: Яёи Кусама 

Работы и идеи Кусамы вызывали восторг и… желание копировать. Так, Энди Уорхол начал делать серии «Цветы», оклеивая стены повторяющимися картинами, а Клас Олденбург, ещё недавно работавший с техникой папье маше, на очередной выставке представил свои мягкие скульптуры. На открытии жена Класа извинялась перед Яёи за очевидное копирование её новой техники и формы. 

Энди Уорхол, Цветы, 1964. Фонд визуальных искусств имени Энди Уорхола. Фото: Ребекка Смейн для "Нью-Йорк Таймс"

В 1965 году Кусама представила свою первую бесконечную зеркальную комнату. Идея отсылает к детству художницы, когда она делала одни и те же работы в разных размерах – больших, средних и маленьких. Спустя два года Лукас Самарас тоже создает зеркальные комнаты. Реакция художницы, привыкшей к тому, что её идеи присваиваются, была сдержанной: «Он сделал это снова».

Бесконечная зеркальная комната – великолепие душ, 2014. Фото: Яёи Кусама 

Яёи организовала десятки хепенингов: около MoMA, Уолл-стрит, Вашингтон-Сквер-парк и в других знаковых местах. Кусама раскрашивала себя, своих моделей и участников. «Тела, покрытые узором в горошек из галлюцинаций Кусамы, не обладают своей индивидуальностью, они по волшебству возвращаются в бесконечную вселенную». Яркими и красочными были и гей-свадьбы, организованные Кусамой в роли «жрицы горошков». Во время вьетнамской войны Кусама вместе с сотнями американцев участвовала в антивоенных митингах и даже публично предложила президенту Никсону заняться с ней любовью, а не войной. 

Фэшн шоу, 1968. Студия Кусамы, Нью-Йорк. Фото: Яёи Кусама 

Романтичная инсталляция была показана во время Венецианской биеннале 1966 года. Художница создала «Сад Нарциссов» – более 1 500 шаров с зеркальной поверхностью, разложенных по земле напротив итальянского павильона. Яёи в традиционном кимоно продавала эти сферы за $2 как кусочек нарциссизма всем желающим. Однако вскоре вмешались организаторы биеннале и закрыли несанкционированную инсталляцию Кусамы.

Сад Нарциссов, Веницианская биеннале, 1966. Фото: Яёи Кусама 

В 1973 году здоровье Яёи ухудшилось, и она вернулась в Японию, где могла довериться опытным врачам. В эти годы она излечилась от болезни Грейвса и миомы матки. К сожалению, справиться с обсессивно-компульсивным неврозом не удалось, и Кусама была госпитализирована в психиатрическую больницу, где и живет до настоящего времени. Будучи профессиональным художником, она занимается арт-терапией в своей мастерской, которая находится в шаговой доступности от лечебницы. Там же Яёи начала писать стихи и рассказы.  

В 1990-х о художнице стали постепенно вспоминать как об иконе 1960-х годов. Начали проходить ретроспективы и выставки. Важным для возвращения в мир современного искусства стало участие Кусамы в Венецианской биеннале в 1993 году. Она уже официально представляла Японию своей зеркальной комнатой «Тыква». 

Тыква, Веницианска биеннале, 1993. Фото: Яёи Кусама

Бесконечная любовь к тыквам, 2016. Фото: Яёи Кусама, галереи Ota Fine Arts, Victoria Miro

Яёи Кусама с Тыквой, 2010. Фото: Яёи Кусама 

С присущей ей страстью к творчеству Кусама создает завораживающие зеркальные комнаты, масштабные скульптуры и инсталляции, сотрудничает с модными брендами, занимается живописью и графикой. В её музее проходит по две выставки в год. Чтобы посмотреть на работы и стать соучастником красочного мира, выстраиваются очереди. Сейчас можно с уверенностью сказать, что Кусама доказала миру важность и целительную силу своего жизнерадостного искусства. 

Со всей моей любовью к тюльпанам, я молюсь вечно, 2013. Фото: Яёи Кусама, галереи Ota Fine Arts, Victoria Miro, David Zwirner

Комната облитерации, 2011. Фото: Яёи Кусама

Я люблю глаза, 2013. Фото: Яёи Кусама, галерея Victoria Miro

Текст подготовила Ирина Зайцева.

Источники: bombmagazine.org, yayoi-kusama.jp, victoria-miro.com, фильм Кусама: Бесконечные миры (Magnolia pictures). 

Яёи Кусама