Текст: Александра Рязанова
Фото: Александра Рязанова, Инна Супряга
Изображение – мир. Больше в мире ничего нет. Мир состоит из образов. Поэтому надо работать с образами.
Герхард Рихтер
8 ноября 2016 года в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие первой масштабной выставки Герхарда Рихтера в Москве. Выставка «Абстракция и образ» продлится с 9 ноября 2016 года по 5 февраля 2017.
Сама выставка выстроена в небольшом кубе, внутри и снаружи которого размещены работы. Пространство напоминает запутанный лабиринт из картин – ты следуешь своему собственному маршруту из работ, которые больше всего понравились.
Экспозиция начинается с зеркальной “Spiegel Grau” (1991 год). Это масштабное полотно, сделанное из серого стекла, может ввести некоторых зрителей в замешательство, так как, на первый взгляд, выглядит слишком лаконичным и простым на фоне окружающего буйства красок.
Центральным произведением по праву можно назвать инсталляцию «Биркенау» (2014 года), состоящую из четырёх огромных холстов. На нее Рихтера вдохновили фотографии, снятые узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. Здесь нет конкретных форм и изображений – как и всегда художник передает свою идею при помощи цветов. Черно-красно-белые линии, образующие острые углы, рассказывают эту трагическую историю, кажется, намного яснее, чем сотни конкретных изображений, а четыре полотна как бы выводят образ, заданный Рихтером, в трехмерное пространство.
Нельзя так же пройти мимо работы «Агада». Сам термин означает сакральный индуистский текст, повествующий об освобождении евреев из египетского плена. По словам куратора Пола Мурхауса, данная работа – одна из важнейших картин на выставке – «Мы не можем ничего точно сказать о тех событиях, но мы можем почувствовать связь с ними через картину. Она является своего рода проводником между историческим эпизодом и нами, зрителями».
Куратор выставки "Абстракция и образ" Пол Мархаус
Начиная с 1966 года, Рихтер создает абстрактные произведения, полностью отказываясь от создания картин, копирующих окружающую реальность. Одна из ключевых работ на выставке, характеризующих данный этап в творчестве художника, – «Серое» (1973 год). Жирные темно-серые мазки равномерно заполняют всю поверхность холста, структурируя тем самым пространство в картине. Свет играет на отражающей поверхности краски, и работа приобретает множество причудливых оттенков.
И вот мы снова возвращаемся к зеркалу “Spiegel Grau”. Эта монументальная стена уже не кажется столь простой – она помогает, с одной стороны, осмыслить увиденное, а с другой, опираясь на слова самого автора приведенные в эпиграфе, наводит на мысль, что главный образ – это наш мир.
Герхард Рихтер, работая с абстрактными образами, пытается примерить их на нашу действительность. Экспозиция в Еврейском музее наглядно демонстрирует не сами эти изображения, а процесс их интеграции в окружающее нас пространство.
Выставка работает до 5 февраля 2017 года.
Текст: Александра Рязанова
Фото: Александра Рязанова, Инна Супряга