Манифеста, смягчающая сердца
Текст: Сергей Баландин
Фото: Manifesta'12
В Палермо завершается Манифеста 12, единственная “странствующая биеннале” в Европе. В этот раз она получилась особенная, и посвящена, скорее, исследованию города, чем искусству. И вы еще можете на нее успеть до 4 ноября. Биеннале, заявленная тема которой звучит как “Сад потоков”, многих арт-туристов может просто обескуражить.
Например, здесь нет главной площадки, все выставки равномерно расположились в черте города, и на каждой не больше девяти художников. Почти нет “звезд”, самой звездной можно назвать политическую акционистку, Таню Бругеру из Кубы, представившую в своей работе “Пункт 11” архив многолетней борьбы сицилийских активистов против присутствия на Сицилии американской спутниковой базы. Зато представлены художники из Алжира, Колумбии, Ливана, Нигерии, Палестины и особенно много из России.
В кураторскую группу (а Манифесту традиционно готовит коллектив авторов) вошла режиссер-документалист, изучающая арабский мир, Брегтье ван дер Хаак, архитекторы Ипполито Пестеллини Лапарелли из бюро Рема Колхаса и Андрес Хаке, специализирующийся на городских сетях, а также куратор Мириям Варадинис. Под их предводительством художники не столько представляли свои работы, сколько изучали окрестности, создавая уникальные инвайронменты, актуальные только здесь и сейчас.
Биеннале с темой “Сад потоков” логично начать с осмотра старинного Ботанического сада, в котором все выглядит так, будто времени не существует. Здесь, помимо прочего, в парнике расположилась “коллекция”, собранная колумбийским художником Альберто Барайя. Его “Новые травы из Палермо и окрестностей” представляют собой гербарий из искусственных цветов всех сортов с кладбищ и ресторанов, восковых фруктов из витрин магазинов, гипсовых и деревянных орнаментов и флороморфной чепухи из сувенирных лавок.
ALBERTO BARAYA. New Herbs from Palermo and Surroundings. A Sicilian Expedition 2018
В тяжеловесном дорическом павильоне, один из углов занял итальянец Леоне Кантини, посвятивший свой проект “Иностранные фермеры” сицилийским овощам, семена которых сотни лет назад завезли в Италию из Сенегала и Бенгалии китайские фермеры.
Художники из арт-группы Cooking Sections развернули свою социальную активность на загородной базе скаутов Volpe Astuta, который расположен на конфискованной у мафиози плантации, и в маленьком саду dei Giusti в историческом центре Палермо.
В Палаццо Бутера швейцарец Уриэль Орлов рассказывает историю борьбы за свободу через историю двух “священных” деревьев. Одно - кипарис, символ чернокожего святого Бенедикта Мура, который был сыном сицилийских рабов в XVI веке. Другое - фикус (кстати, завезенный из Австралии) у дома известного борца с мафией Джованни Фальконе, убитого вместе с женой в 1992 году. После их гибели дерево стало объектом паломничества благодарных сицилийцев. Мультимедийная инсталляция Орлова включает в себя фотографии, артефакты и интервью с чернокожим поваренком (известно, что Св. Бенедикт, также был поваром) и политической активисткой, Симоной Мафаи, о том, как женщины, работницы плантаций, стали движущей силой против сицилийской мафии.
Фото Сергея Сапожникова. Из серии "Удивительный день"
Сад стал символом борьбы с социальным неблагополучием в акции “Становящийся сад” французской арт-группы Coloco и ботаника Жиля Клемента в квартале ZEN, местных трущобах. Корпуса жилого комплекса “ZEN 2” были построены в 1969 году модным архитектором Витторио Греготти, но процесс обустройства района был запущен, во многих домах так и не была проведена канализация, и через несколько лет пустующие квартиры стала сквотировать беднота и мигранты. Район считается неблагополучным, в том числе потому, что для людей здесь ничего нет. Дома стоят на пустыре, а дворы больше похожи на коридоры. В одном из таких коридоров, что посвободнее, художники решили сделать “зону рекреации”, высадив фруктовые деревья и устроив несколько столов и скамеек из покрышек и деревянных бабин.
MASBEDO. Terra Di Nessuno, 2018. Video installation
Образ райского сада, сада, где растут все цветы - не выдумка кураторов биеннале. Эта тема продолжается, куда бы вы не пошли в Палермо: и в Палаццо Норманни, и в Палаццо Циза, где в архитектуре и росписях отдана дань мусульманскому образу райского сада. В конце концов, первое название города Палермо было Сус, что по-финикийски значило “цветок”.
В параллельной программе Манифесты - две масштабные выставки россиян: АЕС+Ф показывают фарфоровые статуэтки в Театре Массимо, а в Археологическом музее расположил среди антиков свои вазы, маски и идолов Евгений Антуфьев. В основной программе - два участника из России. Сергей Сапожников, представленный в Палаццо Бутера, в своей серии “Удивительный день” сделал фотографии интерьеров запущенного Палаццо Константино, а их крупные отпечатки разместил на стенах рабочих строений в колхозе под селом Чалтырь Ростовской области, так, что со стороны, казалось, что эти интерьеры - части самих построек - гаражей и ангаров. Разница между дворцом и хижиной оказалась размыта. Дополненные яркими надувными матрасами и искусственными овощами уныло-радостные пейзажи теряют всякую связь с географической реальностью и советский колхоз легко переносится в нашем воображении на просторы сицилийских виноградников.
В Палаццо Тринацрия разместилась видеодокументация перформанса Таус Махачевой “Байда”, который был реализован в рамках прошлогодней Венецианской биеннале. Суть акции заключалась в том, что зрителей (а чаще всего это профессиональная публика), уверенных в том, что они увидят перформанс в исполнении экзотических каспийских рыбаков, везут в открытое море. Там они видят среди волн лишь перевернутую лодку. О том, что могло произойти, они могут только догадываться. Видеодокументация этого проекта сместила акцент с рыбаков на зрителей. Камера, установленная на прогулочном катере, показывает только море, но мы слышим разговоры арт-критикесс, которые никак не могут запомнить фамилию художницы, спрашивают, долго ли еще ехать, жалуются на скуку, просят повернуть назад, и выясняют, где можно поесть и выпить вина.
Да, любая биеннале, даже для самого заинтересованного специалиста - это прежде всего развлечение и организаторы Манифесты сделали всё, чтобы это развлечение было еще и поучительным.