Мне нравится. Мне тоже нет

Поводом для написания этого текста стала выставка группы Паразит "10 новых плохих работ", которая проходит сейчас в Санкт-Петербурге.

Попытки определить, чем же является качество в искусстве, пока не привели к одному мнению. Само собой, качество – это репрессивная, авторитарная категория. Растущая фетишизация новаторства и определенных медиумов (принимаемых за один из критериев качества в том числе), рост и циркуляция объектов искусства и художественных выставок по-прежнему напоминают об отсутствии единых критериев качества. Как же высказаться о качестве? Это произведение искусства мне нравится, это нет. Является ли это «нравится» критерием хорошего, а «не нравится» плохого? Вопрос в том, кто говорит. 

Одним из первых по этому поводу размышлял Кант, и, как и прежде, качество связывают с суждением вкуса. Когда я произвожу эстетическое суждение о произведении искусства мне необходимо разделить мое переживание с другим. Так произведение искусства порождает поле оспариваемого (моего представления и представления другого), в котором я взываю к переживаниям другого, желая чтобы он, конечно, разделил мое переживание. Стоит упомянуть о том, что единственная возможность вынести индивидуальное суждение – это испытать ощущение вкуса еды. Это тот самый раз, когда то, что ты испытываешь, только твое, интимное, индивидуальное переживание, едва ли передаваемое словами. Я не могу передать другому, как я чувствую вкус еды. В остальном и, в особенности, в суждении вкуса о современном искусстве сегодня – это всегда не только желание разделить свое эстетическое переживание, но и разделение вкуса с неким сообществом (кружком, группой, теорией, институцией), разделение вкуса с коллективным представлением этого сообщества о качестве, сравнение со своим прошлым опытом и опытом сообщества. В общем критерии качества произведения искусства рождаются в дискурсе, предъявляемым определенным сообществом, и суждение вкуса вырабатывает не субъект – а сообщество. 

Можно предположить, что сегодня любое законченное произведение становится объектом, к которому применяется понятие качества. Чуть сложнее применить категорию «качество» к процессуальному, становящемуся во времени произведению – во всяком случае, сразу. Выставка может стать таким местом встречи с плохими/хорошими произведениями искусства. Хорошая выставка с продуманной констелляцией произведений убирает дихотомию плохое/хорошее в отношении произведений искусства. У всего должно быть свое место. Другое дело, если выставка плохая – а все произведения хороши. 

Каким образом художником достигается понимание того, что его произведение плохое? Как можно это понять, не предъявив его другим?  В выставке «Выставка плохих работ» название уже содержит в себе то самое суждение, вынесенное самими художниками. Выставка как попытка выявить метод создания плохого произведения в большей степени игра для зрителя, где он становится тем, кто во всем этом экспозиционном складе работ может попытаться выявить тот самый метод для каждого из художников группировки «Паразит» – или выявить критерии для суждения о произведении как плохом. Выставка плохих работ – вопрошание/заигрывание художников по поводу дуальности суждения о произведении искусства. Пожалуй, крайне важным для художника (и не только) остается удержание мысли о том, что качество в современном искусстве – суть по-прежнему совершено  неопределенная. Возможно ли сегодня получение эстетического опыта от произведения современного искусства при отказе от суждения – вопрос открытый.

 

Текст: Лера Мостовая

Фото: Керим Рагимов