Один из главных смотров современного искусство со всего мира – Венецианская арт-биеннале открылась на год позже планируемого и представила в основном проекте более 120 художниц и художников из 58 стран. Наш специальный корреспондент Ирина Саминская посетила биеннале и делится впечатлениями.
Текст и фото: Ирина Саминская
Тау Левис
Вместо вступления: арт-биеннале входит в состав масштабного проекта LA BIENNALE DI VENEZIA, который объединяет и венецианский кинофестиваль, и биеннале архитектуры, танца, театра, музыки и, наконец, арт-биеннале. У всех одинаковый принцип премирования: главный приз – Золотой лев, оставшиеся места распределяются между серебряными львами и спец призами. На арт-биеннале специальный приз вручает оргкомитет за вклад. Биеннале современного искусства проходит по нечетным годам, но ковид скорректировал традицию и сместил на год позже планируемую выставку, теперь она проходит по четным годам. В 2022 году арт-биеннале проходит 59 раз.
Основной проект «Молоко сновидений»
Куратор основного проекта 59-й биеннале итальянка Сесиль Алемани определила главную тему как «Молоко сновидений» (The Milk of Dreams), позаимствовав из одноименной книгой сюрреалистки Леоноры Каррингтон, работы которой также представлены в экспозиции.
По ее словам, она хотела «использовать эту атмосферу и эту флюидность, чтобы создать выставку, рассказывающую о метаморфозах тела и понятия человечества». В проекте в первую очередь бросается в глаза обилие женским имен, а также незнакомых имен, почти 90% участниц впервые представляли свои проекты, что на взгляд Алемани переосмысливает роль мужчины в искусстве.
Тереза Солар
По традиции выставку открывает эпиграф – произведение, квинтэссенция всего проекта. Алемани выбрала гигантскую скульптура безглазой афроамериканки, созданную художницей Симоной Ли (Simone Leigh), которая также представляет США в национальном павильоне в Джардини и также получила Золотого льва, главный приз арт-биеннале в Венеции. Симона Ли стала первой женщиной художницей в павильоне США, известна своими грандиозными скульптурами и давно в топе мировых художниц.
Симона Ли
Далее начинается невероятное путешествие по различным культурам, сновидениям и мифическим мирам представленного искусства. Отличительная особенность проекта во включении в экспозицию ритуальных предметов из различных культур и эпох, тема гендера и его изменчивости, hand made объектов, инсталляций с использованием цветов, земли и специй. Основной проект разделяет масштабный лабиринт – инсталляция Дельси Морелос (Delcy Morelos) из гигантских брикетов прессованной земли со специями: корицей, гвоздикой, перцем и прочими пряностями, через ароматы ассоциирующийся с восточными рынками, превращая землю в изобразительный объект.
Дельси Морелос
Обратите внимание, что выставка-пролог основного проекта представлена в Джардини в Центральном павильоне (Padiglione Centrale). Алемани собрала удивительную историю сюрреализма, женского движения, феминизма, средневековую историю охоты на ведьм, объединив все оригинальными композиционными решения, своеобразные капсулы времени, отсылающие к хранилищам древностей и артефактов. На павильоне сидят ироничные скульптуры Козимы фон Бонин (Cosima von Bonin), а внутри зрителей встречает слон Катарины Фрич (Katharina Fritsch), немецкой художницы, удостоенной Золотого льва за вклад. Особенность скульптур Фрич в их гиперреализме, то есть реальном соотношении размера с оригиналом, но при этом окрашены они в яркие цвета.
Катарина Фрич
Участие России
Официально российский павильон отказался от участия в программе биеннале, но не смотря на культуру отмены художники из России принимали участие. В основном проекте «Молоко сновидений» обнаружены три художницы: Женя Мачнева, Мария Кошенкова и Ольга Киселева. Все – выпускница Академии Штиглица в Санкт-Петербурге. Например, Женя Маничева представила шесть шпалер.
Более того, в нашумевшем павильоне Дании, где представлена эпичная сага и инсталляция «Они шагали по земле» о кентаврах, часть объектов выполнила также выпускница Академии Штиглица Марией Кошенковой. Павильон Дании художник Уффе Изолотто (Uffe Isolotto) превратил в сарай, где зритель видит выполненных очень натуралистично погибших кентавров: мужчину, женщину и их новорожденного ребенка. По сараю раскиданы различные предметы, включая стеклянные скульптуры, вот именно они выполнены Марией Кошенковой.
Павильон Дании
Художница работает в сложной технике: «надо руками в огнеупорных перчатках крутить или мять горячую стеклянную массу». В России с ней сотрудничает галерея Марины Гисич, на сайте галереи показана техника художницы.
Бонус: проект Фионы Бэннер
За счет гипер насыщенной программы невозможно посетить или успеть на все проекты основной программы, в дни профессионального превью каждый час открываются несколько проектов и часто они располагаются в разных концах Венеции. Одновременно открылись персональные выставки тяжеловесов современного искусства: Аниш Капура, Ансельма Кифера и других звезд.
Тем примечательнее было увидеть новую работу Фионы Бэннер (Fiona Banner), часто выступающей под псевдонимом The Vanity Press, одну из наиболее ярких представительниц young british artist, представившей гипнотическое видео Pranayama Typhoon – танец и дыхание двух военных самолетов-истребителей. Изображенные в виде надувных скульптур, управляемые танцорами, они создают причудливый танец, гуманизируя и отменяя свой милитаристский характер, привнося жизнь, не смотря ни на что.