Текст: Борис Ефимов, Арина Романцевич
Фото предоставлены PR-отделом ГТГ
11 августа в Третьяковской галерее на Крымском валу прошёл пресс-брифинг по поводу первых десяти дней работы выставки Айвазовского. Мероприятие проходило поэтапно: сначала директор музея Зельфира Трегулова провела персональную экскурсию министру культуры РФ Владимиру Мединскому, далее последовала пресс-конференция, коей сложно назвать данное событие. Министр Мединский озвучил, что проект обещает быть более посещаемым, нежели прошлогодняя выставка Серова, что является следствием плановых работ ведущих музеев России, куда входит Государственная Третьяковская галерея. Пресс-конференция проходила в холле музея, заметим, без микрофонов, поэтому зафиксировать точные слова спикеров было не просто. Зельфира Исмаиловна рассказала прессе, что, несмотря на скептическое отношение арт-сообщества к персоне художника Айвазовского, создатели выставки показали его творчество с искусствоведческой точки зрения, сделав акцент на его вкладе в развитие русского искусства. К 11 августа было продано 108917 билетов, 54719 людей уже посетило экспозицию. На самой информативной за короткое время мероприятия новости пресс-брифинг завершился.
Юбилейная экспозиция Айвазовского задумывалась давно, еще при прежнем директоре ГТГ Ирине Лебедевой, но новое руководство со стахановским напором умудрилось открыть эту выставку с опережением всех прежних планов. Тут, конечно, сыграло свою роль и присоединение Крыма, и без политического контекста столь быстро и эффектно сделанный проект понимать нельзя. Объяснение такой спешности со стороны ГТГ двояко: в следующем году, когда состоится юбилей художника, все картины будут уже нарасхват, и хотя бы Русский музей является главным конкурентом в создании юбилейной экспозиции - в Питере открытие выставки запланировано на следующий год. А ведь есть еще Феодосия и Ереван, которые тоже хотят сделать собственные проекты к двухсотлетию Айвазовского. Вторая мотивация нынешнего проекта – сугубо концептуальная: кураторы проекта хотят освободить нас от «снобистского» взгляда на творчество художника. Из гигантского каталога, дизайн которого сделан крайне нерационально, мы можем узнать, что Айвазовский был не просто «русским Тернером», но предвосхитил импрессионистов своими бесконечными сериями и изображением одного и того же моря в разное время суток (ну да, «Руанский собор»), в этой серийности так же можно увидеть Энди Уорхолла с варьированием одного и того же мотива, а, самое главное, публичные сеансы Айвазовского, рисовавшего на глазах у приглашенной публики за 1,5-2 часа картину – это еще и предвестие порформанса или абстрактного экспрессионизма Поллока. Это все, конечно, выдумки, но лучшее открытие выставки – малоизвестные широкой публике картины на библейские сюжеты. Полупрозрачный, светящийся Христос, ходящий по водам или встречающий души погибших моряков - чудо что такое. Практически абстрактная картина «Сотворение мира» - это действительно русский Тернер, а может быть и предтеча всего нефигуративного искусства XX века. Но вот парадокс: эти невиданные в буквальном смысле вещи на выставке спрятаны в самый дальний и темный угол.
Впрочем, сам сюжет экспозиции сделан очень грамотно – мы видим экзальтированный «Девятый вал» в чудовищной золотой раме, не менее трагическую «Волну», но уже в грязевых тонах. И, наконец, картину «Черное море», где нет ни людей, ни кораблей, а есть только «свободная стихия», перед которой замирает художник. Это психологический портрет моря, если можно так выразиться. Лучшее, что создано нашим маринистом, и одной этой картины было бы достаточно для празднования юбилея. Тут были бы не нужны никакие подзорные трубы, штурвалы, макеты кораблей, которые занимают антресоль третьяковского зала. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Тем не менее, те, кто этим летом не попал по разным причинам на море, стоят на жгучем солнце в очереди в Третьяковскую галерею. Между прочим, выставка проходит в залах на Крымском валу.
Текст: Борис Ефимов, Арина Романцевич
Фото предоставлены PR-отделом ГТГ