Музыкальная пуповина, любовь через призму социальных сетей, телесность и виртуальные миры – на выставке «STAGE»
Сессия и защита диплома вместо долгожданного отдыха – первые ассоциации среднестатистических выпускников ВУЗов с приходом лета. Однако Университет ИТМО смело меняет представление о формате выпускных работ своей инициативой «Диплом как арт-проект», благодаря которой любой магистрант ИТМО может реализовать междисциплинарный художественный проект и презентовать его на art&science выставке «STAGE». Мы уже писали об уникальной образовательной программе на стыке науки и искусства, теперь разбираемся в концепциях магистров 2022 года.
Текст: Марина Шилан
Фото: Дмитрий Колесов
Выставка «STAGE» (Science & Technological Art Graduate Exhibition) проводится в третий раз и получила статус первой ежегодной art&science выставки в Санкт-Петербурге. Кураторами выступили Христина Отс и Ася Каплан, а научными руководителями студентов программы «Наука и Искусство» (ей, кстати, руководит Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа) – известные художники и теоретики новых медиа, среди которых Наталья Федорова, Дмитрий Морозов (::vtol::), Ипполит Маркелов, Елена Никоноле и Борис Шершенков.
Одной из причин посетить выставку является и само пространство, в котором она проходит. Ведь это не просто классический выставочный зал или галерея современного искусства, а здание бывшей домовой церкви Петра и Павла при Императорском коммерческом училище. Хотя сейчас внутренние убранство адаптировали под лаборатории и учебные аудитории, дух прошлого ещё ощущается при одном только взгляде на псевдоготические окна, кованые лестницы и просторные коридоры. Поэтому задачей art&science художников стало не только показать свои проекты, но и грамотно интегрировать современные технологические работы в исторический контекст, переплетая разные эпохи и ценности в одном месте.
В результате исследований в экспозиции появились интерактивные инсталляции, медитативные звуковые работы, проекты с использованием VR-технологий и искусственного интеллекта.
Ксения Горланова «love. eschatology. machine», 2022
Дипломная работа Ксении Горлановой «love. eschatology. machine» – это своеобразная рефлексия о любви через призму сообщений в социальных сетях. Художница обращается к теме постепенного перетекания отношений в цифровое пространство и сохранения в нём цифровых следов любви. Как истинная чувственность отражается на экране смартфона, насколько GIF-изображение способно донести всю полноту эмоций? Отношения, длившиеся 300 дней, подарили 10 416 сообщений и оборвались, оставив после себя лишь пиксели в чате. Массив данных диалога влюблённых подвергся машинному анализу. С помощью алгоритмов определения «тональности текста» нейросеть маркировала сообщения в зависимости от эмоциональной окраски. Световая инсталляция демонстрирует постоянные скачки от чистой и светлой влюблённости (позитивных сообщений) до яркой красной злости и боли (негативные ответы). Расставание приравнивается к концу света, концу истории – той самой «эсхатологии».
«Работа над проектом отсрочила момент окончательной точки в отношениях. В процессе создания проекта мне больше чем полгода раз за разом приходилось как погружаться в исходные данные, так и неоднократно реконцептуализировать произошедшее в поисках финальной формы. Эта параллельная психологическая работа для меня значит не меньше, чем итоговый результат. Сам проект можно считать относительно несложным, но реализовать его было тяжело из-за масштаба и сжатых сроков. Справиться за 9 дней и завершить работу ровно накануне открытия мне помогли инженеры ФабЛаба ИТМО Павел Лекшин и Руслан Бобко. Мне нравится думать, что арт-проект способен рождать критику строго научного производства знания о мире. Art & Science – для меня социально ответственное искусство. Логично проводить рассчитанное на широкую аудиторию исследование на понятном языке художественного высказывания», – рассказала Ксения Горланова.
Инсталляция «AcCord» авторства Данилы Логвиненко сначала ассоциируется с красным драконом, но если разобраться – это музыкальная пуповина. Art&science художник работал над аудиовизуальными импульсами и вибрациями, наглядно демонстрирующими восприятие эмбриона в течение всего периода беременности. Работа погружает зрителя в утробу и расширяет его чувственный опыт, перенеся в самое начало жизни. Здесь можно не только услышать звучащие в унисон сердцебиения матери и ребёнка, но и с помощью приглушённого света представить дородовый уровень мира.
Данила Логвиненко «AcCord», 2022
«Осенью в 2021 году, во время разработки одного мультимедийного проекта для компании Smarlight мы с коллегой-инженером обсуждали разного рода устройства для расширения сенсорик человека. Тогда как раз искали специалиста, который сможет собрать прототип для конвертации музыки для танцоров с ограниченным слухом, и я отозвался. С этого момента начал прорабатывать техническое решение. Параллельно работая медиахудожником, исследовал психологическую составляющую аудио-визуального восприятия. Я самостоятельно подготовил скетчи, код для контроллеров, автоматизацию, светографику и написал аудио-композиции. У инсталляции было много вариаций. Финальный концепт мне помогли выбрать научный руководитель Дмитрий Морозов и куратор выставки Христина Отс. Сам процесс обучения совпал с деятельностью, которой я сейчас занят. Обучение в ИТМО лишь придавало большую значимость работе технологического художника. И мне не приходилось резко переключаться между обучением и работой. Очень приятно, что такая специальность и в таком формате нынче преподаётся на уровне университета», – поделился Данила Логвиненко.
Ещё одну интересную концепцию о телесности и других измерениях представила Надежда Бей в VR-проекте «Корпоирреальность». Название происходит от слов «corporeality» (от лат. corpus — тело и realis — вещественный) и «irreal» («сюрреалистичный» и «нереальный»), что отсылает к миру телесной ирреальности. С помощью VR-очков зритель отправляется исследовать 3D-пространство с артефактами: текстами, фотографиями и видео. В киберпространстве встречаются места, в которых успела побывать и сама художница. Всё это воссоздаёт виртуальный мир с собственной философией, базирующейся на идее сосуществования реального и виртуального тела.
«Идея моего проекта появилась как продолжение предыдущей художественной практики: я занималась виртуальной реальностью, рисованием в VR и часто работала с темой телесности. По совету моего руководителя решила больше внимания обратить на то, как тело существует в пространстве: в виртуальной и физической реальностях. С технической точки зрения это был, наверное, один из самых насыщенных проектов, которые я делала. Я смогла использовать в нем несколько разных технологий: 3D-сканирование, VR -рисование, WebVR, Motion Capture, AR фильтры. Диплом в формате арт-проекта лично для меня оказался очень полезным в плане последовательного прохождения всех этапов создания произведения от задумки до воплощения на выставке», – рассказала Надежда Бей.
Надежда Бей «Корпоирреальность», 2022
Подробнее узнать об этих работах, а также вспомнить о ковидных временах и почувствовать искажённые запахи, увидеть попытки воссоздания земли эпохи Христа, изучить биооптику и археологию медиа можно до 24 июля. В программе также обещают экскурсии и перфомансы – вход свободный, но необходима предварительная регистрация.