Мы и они: как работает нетворкинг в арт-среде в России и за рубежом

Нетворкинг - популярное социальное явление, прочно освоившееся в зарубежных профессиональных сообществах. В современной России "нетворкинг" только набирает популярность: все чаще в афишах мероприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Новосибирска можно встретить очередной meet-up или встречу профессионалов одной из сфер бизнеса.

Текст: Борис Ефимов

Несмотря на возросший интерес, в отечественном сознании "нетворкинг" и развитие социальных связей всё также остается сферой интересов, преимущественно, бизнес-ориентированных персонажей: предпринимателей, маркетологов, PR-специалистов, журналистов или профессиональных сейлз-менов. Возможно, поэтому в нашей стране нетворкинг в художественной среде развит недостаточно и имеет свои особенности. Между тем, многолетний опыт зарубежных арт-практиков показывает, что успех и признание зависят не только от таланта автора или новаторства проекта, но и от социальных связей, а также сил, вложенных в их развитие. 

Здесь возникает ряд совершенно явных вопросов: почему в 2019 году российское арт-сообщество по прежнему недооценивает нетворкинг? Почему не использует его блага на пользу собственных проектов, а также арт-индустрии? И, конечно, какой опыт отечественные арт-практики могут позаимствовать у западных коллег? 

Ответить на эти вопросы, а также разобраться в особенностях нетворкинга,  вызвалась Анастасия Качалова – художник, куратор, предприниматель, специалист по международному нетворкингу в бизнес и арт-среде. 

Анастасия Качалова

Анастасия - выпускница Британской высшей школы дизайна, Института Современного Искусства (ИСИ) в Москве, магистр искусств Колледжа Святого Мартина в Лондоне. Она уверенно ориентируется как в отечественном арт-мире, так и в Западном. Анастасия Качалова принимала участие в отечественных проектах, включая Московские биеннале современного искусства, а также в зарубежных выставках и кураторских инициативах. Более 3 лет Анастасия жила и вела художественную деятельность в Лондоне, что позволяет ей объективно говорить о специфике арт-рынка Великобритании и сравнивать его с отечественными реалиями.

“Давайте честно признаемся - редкие художники “выстреливают” сразу", - рассуждает Анастасия. - "У большинства путь к признанию, известности и, соответственно,коммерческому успеху занимает годы и даже десятилетия. Осознанный нетворкинг, иными словами, активная и целенаправленная работа над построением полезного социального окружения открывает многие двери, недоступные не погруженному в контекст арт-практику. Можно сказать, нетворкинг - это своего рода fast-track к успеху".

"К сожалению, В России до сих пор очень мало профессиональных образовательных программ в сфере современного искусства. Многим курсам недостает полноценной студийной практики, а также блоков, позволяющих уверенно ориентироваться на рынке, строить карьеру и создавать прочные профессиональные связи”, - отмечает она. 

Особенности отечественной ментальности также часто негативно сказываются и на сфере нетворкинга, который в нашей стране считается скорее развлечением или приятным дополнением арт-премьер и профильных мероприятий. Нетворкинг в России пока не воспринимают, как серьезный инструмент построения арт-карьеры. С ним редко работают стратегически,  изучая его правила и этику.

Анастасия считает, что не совсем корректно говорить о том, что в российской арт-среде нетворкинг отсутствует полностью. Он существует, но, ожидаемо, в особенном формате, обусловленном исторической и культурной традицией.

"Не редко в России связи используются во вред развитию арт-среды. Это те случаи, когда «свои двигают своих» вне зависимости от качества работы или актуальности для того или иного проекта", - описывает ситуацию Анастасия Качалова. - "У нас часто в «победителях», «номинантах» и «участниках» крупных проектов и премий можно встретить одни и те же лица. И я бы назвала такой феномен - "нетворкинг по-русски". Его особенности объясняются многими факторами: малочисленностью художественного сообщества в России, слабым арт-образованием, недостаточной интеграцией искусства в другие креативные практики”. 

Но это происходит и из-за того, что что начинающие художники не пользуются возможностями нетворкинга, не работают над созданием "полезных связей" и качественной самопрезентации. Некоторые кураторы и галеристы не готовы рисковать и предлагать работу неизвестными авторами. Серьезным проектам удобнее и проще работать с уже знакомыми лицами, зарекомендовавшими себя на рынке - они понятны и предсказуемы. Для того, чтобы преодолеть эту проблему, молодым арт-практикам следует изменить свое отношение к сфере нетворкинга  и, соответственно, позиционирование на рынке в целом. 

Помимо искаженного представления о том, как социальные связи могут и должны работать на пользу развития арт-сообщества и продвижения молодых художников, Анастасия Качалова выделяет ряд проблемных сфер отечественного рынка, которые можно избежать, используя подход "осознанного нетворкинга", который сегодня активно реализуется на Западе.

Нетворкинг, как профессиональный инструмент, который требует самостоятельности и ответственности

В Российских образовательных учреждениях присутствует тенденция опекать своих выпускников, в то время как на Западе от студенова требуется больше собственной инициативности. Западные университеты считают своей задачей наделить будущих арт-практиков необходимый объемом информации о том как и где можно заводить полезные связи. 

В университетах и колледжах на Западе проходят бесплатные воркшопы и лекции о принципах общения с представителями галерей, о том, как следует работать с портфолио и развивать предпринимательские навыки. Но забота о том, как не упустить карьерную возможность,ложится исключительно на плечи молодых художников. Отечественная модель при этом воспроизводит тесную связь с Alma mater, которая способствует пассивности художника. Многие молодые выпускники проводят долгие годы в бездействии, оставаясь не озабоченными  поиском возможностей и ожидая помощи извне.  

Нетворкинг, как вектор ускорения арт-карьеры

Из-за того, что российский арт-рынок значительно меньше Западного, у молодых художников есть возможность начать выставляться на крупных площадках скорее, чем, например, у их коллег из Великобритании. Даже начинающий арт-практик может легко (через одно-два "рукопожатия") познакомиться с куратором, организатором выставки и биеннале. 

Однако, для того, чтобы пользоваться этим инструментом максимально эффективно, следует подходить к нему осознанно. Художник должен научиться беспрерывно мониторить возможности, которые могут стать доступными через того или иного представителя арт-мира, регулярно и целенаправленно посещать мероприятия, развивать навыки коммуникации, практиковать онлайн-нетворкинг через социальные сети. 

“Навыки нетворкинга – конкурентное преимущество, которое работает в любой области и сфера искусства -  не исключение”, - продолжает Анастасия. - “Если вы не только талантливый художник, но еще и профессионал, который понимает правила и этику нетворкинга – у вас есть шанс кратно ускорить свой путь по карьерной лестнице”.

Нетворкинг, как способ трансформации сознания

Спустя почти три десятилетия после распада СССР, в нашей стране все еще пропагандируется стигматизация коммерческой составляющей арт-деятельности. Советское наследие с установками по типу “коммерческое – значит примитивное” по сей день деформирует сознание неопытных художников,  значительная часть которых стремится зарабатывать на жизнь другой «работой», крадущей время у полноценной художественной деятельности.

«Между тем, «коммерческим», то есть тем, что можно продать, является все что угодно», - утверждает Анастасия Качалова, - “но в силу отсутствия навыков продвижения и подражания известным персонажам арт-мира, пропагандирующим «некоммерческое» искусство, подобные негативные установки ставят знак равенства между «продаваемым» искусством и «искусством» созданным в угоду рынку”. 

Западная практика воспринимает искусство как профессию и источник дохода, значимым элементом которой является построение связей и умение эффективно коммуницировать внутри сообщества. Именно такой подход может  помочь трансформировать установки, тормозящие отечественных художников.  Способность зарабатывать и содержать себя посредством  арт-практики – это возможность обрести независимость и инвестировать в своё дальнейшее развитие.

Нетворкинг,как способ поиска новых возможностей и смены окружения 

Нетворкинг не только способствует развитию арт-карьеры, но и является методом поиска дополнительных возможностей для изменения жизни.  Он помогает ввести в свой круг общения интересных людей – вдохновляющих, энергичных, успешных.   

С этой точки зрения, Россия предоставляет начинающему художнику даже больше шансов, чем, например, Великобритания. В нашей стране, определенно, не так выражена социальная иерархия и общение менее формально.

Анастасия Качалова добавляет: «В Великобритании, чтобы попасть в “высшую лигу” и познакомиться с кем-то, действительно, значимым, зачастую необходима рекомендация, чтобы “тебя представили”, что часто делает нетворкинг более формальным и менее оперативным”.  

Нетворкинг, как способ расширения интеллектуальных горизонтов и поиска вдохновения 

В России, по мнению Анастасии Качаловой,  художественная среда более изолирована. Современное искусство минимально популяризируется, а, так называемое, «высокое искусство» пропагандируется как «арт для избранных». Художники часто творят для художников и избегают общения с непрофессионалами. 

В Великобритании ситуация обстоит по-другому. Арт-премьеры и выставки открыты для широкой аудитории - активно промотируются и анонсируются. Кроме того, часто практикуются коллаборации художников и специалистов других профессиональных сфер.

Российским художникам и арт-практикам стоит обратить внимание на  опыт западных коллег и чаще посещать нетворкинг-мероприятиях смежных направлений: дизайна, маркетинга, технологий и креативного бизнеса.  Такие встречи могут стать источником вдохновения и полезных инсайтов, а также  возможностью для знакомства с полезными персонами, которые мыслят другими, отличными от художественного мира, категориями.