Надежда Белова: «… я насытилась реализмом и поняла, что хочу вернуть себе себя…»

В конце декабря 2022 года в Государственном Дарвиновском музее завершила работу выставка «Парадоксы эволюции». Одним из участников этого проекта стала московская художница Надежда Белова. Сергей Чебатков побеседовал с Надеждой об академизме как самоцели, подпольной абстракции и вере в себя. 

Текст: Сергей Чебатков

Как начался ваш путь в искусстве?

Наверное, как и у многих с зарисовок и почеркушек на листочках и в школьных тетрадках.  При этом я жутко стеснялась своего творчества, думала, что делаю все неправильно. Не так как настоящие художники, которые реалистично передают свои замыслы. Очень хотелось поступить в «Строгановку», добраться до небожителей. Я обзванивала все подходящие, как мне тогда казалось, вузы и интересовалась условиями поступления. И везде мне отвечали примерно одно и то же: нам нужен академический рисунок, гипсовые головы, умение работать с моделями. А я могла писать только так, как я пишу. Причем, мои работы уже продавались на выставках, но уверенности это мне все равно не придавало. Я была твердо убеждена, что настоящее искусство может быть только реалистичным и академичным.  В конце концов, мне удалось поступить в педагогический колледж, где я встретила замечательного педагога, художника Юрия Петровича Гусева, который сказал мне: «Надя, ты просто не знаешь цены себе». Общение с ним придало мне какой-то внутренней силы. Я поверила в себя. Поступила в Институт культуры и везде пыталась общаться с художниками реалистами. При этом в качестве вольного слушателя параллельно ездила в институт современного искусства. Там у меня была педагог по живописи, которая всегда говорила: «Я все ждала, когда ты от меня отстанешь, а ты все ходишь и ходишь, ходишь и ходишь». В итоге она сама казала мне: «Все, Надя, мне больше нечего тебе дать. Поступай-ка ты в Строгановку». Надо сказать, что это было непростое для мня время в личном плане. Но, спасибо, что рядом оказались хорошие люди, которые помогли мне не свернуть с намеченного пути. 

MoreBlack, 2014г, смешанная техника 80х140 см

И вы в конечном итоге поступили в Академию имени Строганова?

Я была как одержимая. Денег на второе высшее образование не было. Я приехала поступать в тапочках для душа, заплела косички, чтобы выглядеть моложе, сочинила про себя какую-то историю. Вобщем, поступила. Причем, на бюджет.  Банные тапочки помогли. Это было какое-то безумие. Работала с утра до вечера, не замечая ничего и никого вокруг. Кто там? Мужчина? Чего пришел? Пообщаться? Так, сел разделся, занимаешься своими делами пока я тебя рисую. Общаемся в момент, когда я тебя пишу. Мне казалось, что в то время я не ходила, а парила над землей. Такая была эйфория. 

Рисунок

То есть ваша мечта научиться рисовать реалистично осуществилась?

В полной мере. Меня даже отправили на стажировку в Рим, где мы прописывали тонкие детализации в местных храмовых росписях. И вот там я насытилась реализмом и поняла, что хочу вернуть себе себя. В Строгановке на кафедре монументально-декоративной живописи так писать, как мне теперь хотелось, было категорически нельзя. Один раз я попыталась разложить на просмотре свои новые холсты. Что тут началось! «Что тут разложили? Белова? Белову убрать вообще, чтобы ректор ее не видел. Не дай бог». А мне хотелось уже работать с абстракцией. Я тайно сделала ключи от одной из мастерских, забиралась туда и закрывалась изнутри, чтобы сделать вид, что никого нет. Там я развернулась по-настоящему. За три дня написала три больших холста метр на метр. Потом спрятала их на верхней полке в шкафу и накрыла пакетами. Через некоторое время я попросила помочь мне вынести эти работы моего преподавателя, художника Сашу Рыжкина. Привела его в мастерскую, развернула холсты, показала. И по его реакции поняла, что я на верном пути. Так оно и оказалось. Две из этих работ продались на выставке в Мюнхене, а одну я оставила себе. Она стала призером еще одной международной выставки. 

The Man, 2014г, смешанная техника, 100х100 см

Ваши планы на будущее?

Планирую брать меньше коммерческих заказов и больше времени посвятить своему развитию как художника. Но удастся ли это – покажет только время. 

«Предчувствие» 100x100, 2014
«Предчувствие» 100x100, 2014