Настя Миро: «… моим главными источником вдохновения было максимальное отсутствие комфорта вокруг…»
В конце ноября 2022 года в московской галерее JART открылась персональная выставка художницы Насти Миро «Траектория энергии». Сергей Чебатков встретился с автором проекта и побеседовал об успехах советской науки, призраках космодрома и ритуальных танцах с космопланом.
Текст: Сергей Чебатков
Настя Миро в Ангаре космодрома Байконур
Многие из представленных в экспозиции работ имеют довольно мрачное содержание и несколько зловещие коннотации. Сразу хочется спросить: ваша выставка, - исключительно художественное исследование или попытка изжить какую-то психоэмоциональную травму?
Выставка вообще не про травму. Я максимально хотела в своем проекте показать мое исследование истории советской космической программы «Энергия» - «Буран», выразить глубочайшее восхищение ее создателями, инженерами и простыми рабочими. Это был проект, намного опередивший свое время. Мне удалось пообщаться с теми, кто над ним работал до момента его вынужденного закрытия. Оказывается, что многие из тех научных открытий, которые были сделаны в ходе работы над программой, до сих пор используются в российской космонавтике. Например, созданная для корабля «Буран» система автономного управления прекрасно работает сегодня на МКС. Мы действительно создали тогда многие вещи, которые на тот момент и не снились тем же американцам.
Настя Миро на космодроме Байконур. Кадр из фильма «Площадки 112» (Настя Миро/Всеволод Саплин)
Насколько важна в вашем проекте упоминаемая вами в пояснительных текстах к выставке тема сталкерства?
Очень важна, потому что впервые на этот заброшенный казахский космодром я попала вместе с командой сталкеров в 2019 году. После этого побывала там еще четыре раза. В первый раз я не думала ни о каком художественном проекте, но, когда увидела огромный разрушающийся Буран в не менее ветхом гигантском ангаре, то стали появляться мысли о преобразовании моих впечатлений в художественное высказывание. В итоге в результате моих поездок появилось два фильма, разные найденные там объекты, плюс небольшие картины, которые я писало прямо на месте на деревянных досках. Наверное, моим главными источником вдохновения было максимальное отсутствие комфорта вокруг, а также возможность посмотреть другими глазами на предметы, которые в музее выглядели бы совершенно иначе.
«Into Space», 2021, холст, темпера
Какие предметы вас интересовали в первую очередь?
Перемещаясь по огромным заброшенным цехам, я постоянно представляла, как здесь трудились тысячи специалистов. И мне в первую очередь было интересна истории этих людей, а не история самого космоплана. Поэтому я в основном ходила по помещениям, где работали инженеры. Собирала какие-то артефакты из жизни работников космодрома. Например, нашла там открытку, написанную в 1990 году женой работника здешнего крана, где она желала хорошего полета «Буре» (второму кораблю проекта).
Кадр из фильма «Невеста для Бурана» (Настя Миро /Всеволод Саплин)
На нескольких ваших живописных работах присутствует образ невесты. Как девушка в белом подвенечном плане оказалась на ржавеющем корпусе советского космоплана?
Идея невесты возникла в процессе общения с работниками космодрома. Там у них в местном фольклоре присутствует призрак двушки в белом платье, которая бродит среди цехов и периодически является людям. Невесту придумали уже мы сами, у нас возник такой образ ритуального танца невесты и «Бурана». Из этого танца должна родиться новая жизнь, так как сами создатели первого «Бурана» уверены, что лет через 20 программа возродится и космопланы с их полезной нагрузкой в 30 тонн станут снова востребованы. Просто на данном этапе развития отечественной космической программы в таких кораблях нет необходимости.
«Bridge's dream» 2021 холст, темпера
Что больше всего вам запомнилось из ваших поездок на космодром?
Каждая поездка была безумным выбросом адреналина. С собой приходилось брать очень много воды, потому что до космодрома было по степи 30 километров в одну сторону. Туда идешь 30 километров, пару дней работаешь в ангаре и назад. В одной из моих поездок меня укусил степной скорпион. Началось серьезное отравление организма. К тому же, как назло, на обратном пут у нас закончилась вода. И мы 15 километров шли без воды, у меня начались галлюцинации, ходили рядом какие-то люди, коровы… В итоге все обошлось, но этот эпизод остался, пожалуй, самым ярким воспоминанием о тех поездках.
«Степь Байконура 26» темпера, ованкол, 2022
На выставке посетитель может посадить живой цветок. Что это символизирует в рамках вашего проекта?
Это очень добрая история. У меня даже снято отдельное видео, где невеста сажает цветы прямо на космодроме. Эта традиция существует еще со времен Юрия Гагарина, когда перед стартом его ракеты в сухой степи посадили цветы. Поэтому, когда мы оказались в городе Байконур, нам тоже очень захотелось сделать такую цветочную акцию. Из Москвы мы не довезли цветы – это понятно. Так что прямо из клумб на Байконуре, отвлекая охранников, мы выкопали куст, и потом посадили его на космодроме. Мне показалось, что этот цветочный перформанс будет очень уместен на выставке, где каждый сможет таким символическим жестом выразить свое уважение к советской космонавтике. При этом цветы у меня здесь сажают в чемоданы, которые когда-то принадлежали работникам космодрома, и которые я нашла в ангаре и потом пронесла через 30 километров пустыни. Для меня они – своеобразная реликвия.
Фото экспозиции
Вы планируете как-то продолжить этот ваш проект?
Да, я сейчас продолжаю космическую тему: сотрудничаю с российской коммерческой космической компанией «Спутник», которая совместно с фондом содействия инновациям Бортника работает с детьми и детскими проектами. Компания «Спутник» производит кубсаты – маленькие искусственные спутники в виде кубиков 15Х15 сантиметров с иллюминатором. В одном из них мы с ребятами создадим объект, рассказывающий о проектах, которые можно будет реализовать через 20-30-50 лет. Сделаем такое фэнтезийное исследование.
Мы хотим, чтобы в режиме реального времени люди могли наблюдать за тем, как внутри крошечного спутника происходит какое-то действо. Проекты детские, но их темы достаточно серьезны: про межпланетную колонизацию есть, про то, как можно безопасно избавиться от космического мусора и так далее. И все это будет уже совсем не про советское время, а скорее про ближайшее счастливое будущее.
Персональная выставка художницы Насти Миро «Траектория энергии» до 13 декабря
Галерея JART: Москва, 3-я ул. Ямского Поля, 9, сайт
Art Residence, A-115
Пн-Сб 11:00-20:00