Наташа Тарр: "Мои идеи рождаются в процессе наблюдения за человеком и обществом"

С молодой художницей Наташей Тарр мы встретились в мастерской на Электрозаводе. Пространство не маленькое: здесь есть место для работы и тусовок. Возле входа – маленькая библиотека с книгами и журналами по искусству. Пуфики, картины, манекены, молотки и холсты – с первых секунд понимаешь значение фразы "творческий беспорядок", но в этом присутствует своя неподдельная аура.

Текст: Дарья Кёллер
Фотограф: Владислав Шатило
Дополнительные фотографии: личный архив Наташи Тарр
 
Наташа Тарр. Фотограф Владислав Шатило
Наташа Тарр. Фотограф Владислав Шатило
  • Наташа Тарр. Фотограф Владислав Шатило
  • Наташа Тарр. "Без названия", из серии "the only nice things", 200*113 см, холст темпера, техника живопись
  • Наташа Тарр. "Без названия", из серии "the only nice things", 200*113 см, холст темпера, техника живопись
  • Наташа Тарр. "Без названия", из серии "the only nice things", 200*113 см, холст темпера, техника живопись
  • Наташа Тарр. Фотограф Владислав Шатило

- Наташа Тарр – это псевдоним?

- Фамилия у меня другая - Кучумова. Она тюркского происхождения, от имени "Кучум" - означает "маленький". С ней я начала работать ещё год назад, когда выставлялась на площадке молодого искусства "Старт" на Винзаводе. Псевдоним появился недавно, хотя о его создании я задумывалась ранее. Выбрала Тарр - хотелось что-то по-твёрже.

- Родители у Вас художники?

- В моей семье рисовал папа. А мама всегда завидовала людям, которые умеют рисовать. Видимо, они на этом и сошлись. Никто специальное образование получать не собирался. Это была моя инициатива, причем родители были не очень "за". Я училась в Художественной школе, в Златоустовском училище на художественной графике, затем поступила в Художественно-промышленную Академию им. Штиглица.

Наташа Тарр. Фотограф Владислав Шатило

- Что не хватает художественному образованию? Как оно может мешать или помогать?

- Там отсутствует теоретическая база касательно сегодняшнего времени – двадцатого и двадцать первого века. Недостаёт той области, где художник мог бы думать самостоятельно. Но в этом смысле преподаватели нас часто опекают - шаг влево, шаг вправо – отклонение от традиционной школы. Хотя, я думаю, можно изучать устоявшиеся правила и идти в ногу со временем. Начиная с пятидесятых годов прошлого века история искусств уже категорически не принимается самими преподавателями. Малевич с его "Чёрным квадратом" - это точка отсчёта непонимания и неприязни со стороны большинства педагогического состава.

- Чем увлекались в детстве?

- Рисованием. Я наблюдала за людьми и перерисовывала то, что происходило вокруг. Все маленькие дети так рисуют: папу, маму, свой дом, солнышко, травку.

- Как выработался Ваш стиль?

- Наверное, это отразилось еще в детстве. Я родом из Златоуста, Челябинская область. В Златоусте развита гравюра, она там была очень популярна. В работе с металлом важны силуэт и графика, а это требует терпения и сосредоточенности. Может от туда тяга к мелким деталям в моих работах.

В своих работах я использую ахроматические цвета – черный и белый – для ясности и читабельности идеи.

Так или иначе, всё, с чем сталкивается художник, влияет на его руку, вкус и мировоззрение. Возможно, орнаментальные изыски я привнесла еще от туда. Это общеизвестный факт: художник начинается с Родины.

Наташа Тарр. "Без названия", из серии "the only nice things", 200*113 см, холст темпера, техника живопись

- Давно Вы приехали в Москву?

- Три года назад, как закончила академию.

- Первое время было сложно?

- Конечно! Знакомых нет, не знаешь, что и делать. В Москву я приехала исключительно работать. Нигде в России нет такого большого потока информации, как в Москве. Именно в тот год открылся институт современного искусства под руководством А.Осмоловского и С.Басковой "БАЗА". В последний момент подала заявку на учебу. Окончила "БАЗУ" в прошлом году.

- Расскажите о процессе создания работ.

- Идеи приходят по-разному, даже "из супа можно вытащить произведение искусства". Мои идеи рождаются в процессе наблюдения за человеком и обществом, иногда кто-то может натолкнуть, вдохновить. Художник должен внимательно прислушиваться своему окружению и ко времени.

- Сейчас Вы работаете над новым проектом?

- Я продумываю несколько идей, ищу материал, и по крупинке складывается общая картина. Потом приступаю к эскизам, и затем расширяю до большего формата. Причем за этот период идея может трансформироваться до неузнаваемости. Например, продумал сделать живопись, а переросло в инсталляцию, как это было на площадке "СТАРТ" на Винзаводе. У меня из маленькой графики вырос материал для персональной выставки, где была и фреска, и инсталляция, и реди-мейд. Картины, представленные на выставке в галерее POP/OFF/ART, разрабатывались, по крайней мере, полгода. Я проехала Россию зигзагами: Урал, Сибирь, Татарстан, Башкирия, Карелия. Немного задела север – там живут родственники. Знаю, что такое провинция и центр. Отсюда имею прямое представление о жизни, природе поведения и особенностях людей центральных городов и провинции. Именно этот опыт помог мне в проекте "The only nice things"

Наташа Тарр. "Без названия", из серии "the only nice things", 200*113 см, холст темпера, техника живопись

- Если не художник, то кто?

- Никем себя больше не представляю. Художник может иметь любую профессию, важно, что в какой-то момент он начинает чувствовать себя только художником. В истории известны случаи, как люди из совершенно разных областей профессии приходили к искусству. Я видела такие примеры и в институте "БАЗА". Причем академическое образование не обязательно, среди моих знакомых, например, много самоучек. Это волевые люди!

- Кто Вам помогает в профессии?

- Мой муж. Он тоже художник и всегда может дать совет. Но работаем мы совершенно по-разному и в идее, и в её подаче. Мы смотрим на одни и те же вещи под разным углом. Союз художников – это не всегда легко, зато интересно. Как говорится, в споре рождается истина.