Наука и искусство, правила и исключения, прошлое и настоящее
С 4 апреля в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство», общая идея которой показать связь, влияние и взаимоотношения между наукой и искусством.
Текст и фото: Ирина Паялина
«Выставка для всей семьи» — можно прочитать на афише и это действительно так. Помимо наличия интерактивных стендов, особенно интересных детям, некоторые работы специально повешены ниже привычных стандартов, чтобы юным посетителям было проще и удобнее.
Кабинет ученого
Начинается выставка с кабинета ученого, идея которого позаимствована с офорта Рембрандта 1652 года «Алхимик у себя в кабинете». Наперед скажу, что именно этой работой выставка заканчивается.
Рембрандт, «Алхимик у себя в кабинете»
Дальше по точно выстроенному маршруту посетители проходят кабинет астронома и зал, посвященный этому разделу науки с различными редкими экспонатами из Политехнического музея, произведениями Ростана Тавасиева и Гарифа Басырова и интерактивной зоной — космической песочницей.
Космическая песочница
Кабинет физика и соответствующий зал с проектами Ивана Леонидова и архитектонами Казимира Малевича*, кабинет биолога, в экспозиционном зале которого в отдельном помещении за занавеской расположилась цифровая биоигра Fish Making.
Биоигра Fish Making
В уголке биомеханики на фоне фигуры из бронзы «Стометровка» Александра Дейнеки из коллекции Государственной Третьяковской галереи на большом экране профессиональные танцоры балета демонстрируют красоту движения человеческого тела.
Александр Дейнека «Стометровка», бронза, 1947 год
Рядом можно познакомиться с основами оптики, побывав в комнате Эймса — помещении неправильной формы, спроектированным американским офтальмологом Альбертом Эймсом в 1946 году и активно используемым в кинематографе для создания спецэффектов.
Комнате Эймса
В завершении — кабинет географа и зал со звуковой инсталляцией и различными объектами.
Из официального релиза выставки: «Проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство» представит шесть интерактивных объектов и более 80 произведений, охватывающих временной промежуток в 500 лет начиная с эпохи Позднего Возрождения до новейшего искусства, от произведений Дюрера и Рембрандта до инсталляций современных художников ::VTOL:: и Андрея Бартенева. Среди представленных в экспозиции мастеров — Рембрандт Харменс ван Рейн, Питер Брейгель Младший, Кацусика Хокусай, Жорж Сёра, Фернан Леже, Жоан Миро, Казимир Малевич, Павел Филонов, Иван Леонидов, Константин Юон, Юрий Пименов, Дмитрий Плавинский, Вячеслав Колейчук, Франциско и Платон Инфанте-Арана, Билл Виола и другие.»
Николай Крымов «Пейзаж-таблица: изменения в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток», 1934, собрание Государственной Третьяковской галереи
Организатором выставки действительно удалось собрать очень разных именитых авторов, из разных временных периодов и тем, в одну понятную, последовательную и интересную историю.
Ростан Тавасиев «CAPOS (PN) 0008 Заячья Спираль. Проект планетарной туманности в созвездии Кита», 2020 год
Отличный вариант для семейного похода. Пока моя семилетняя дочка капалась в космической песочнице, а потом рисовала и запускала рыб с помощью специального сканера в биоигре Fish Making, я могла спокойно «зависнуть» у работ Билла Виоллы «Вознесение Изольды. Световая форма в посмертном пространстве» 2005 года и Платона Инфанте «Узел цвета» 2020 года.
Платон Инфанте «Узел цвета», 2020 год, собственность автора
Для любителей «классики» — Рембрандт Харменс ван Рейн, Питер Брейгель Младший, Кацусика Хокусай, Жорж Сёра и Дюрер.
Альбрехт Дюрер «Меланхолия», гравюра на мели, 1514 год, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Все кабинеты — очень ярки и интересные места для любителей фотографироваться, к столам можно подходить, а на стульях сидеть. Ну и особенно забавно смотрится на фотографиях уже упомянутая комната Эймса.
Кабинет физика и кабинет ботаника
Удивительным образам кураторам удалось собрать один яркий и интересный пазл из большого количества совершенно разных и казалось бы не очень совместимых между собой элементов. И создать выставку для очень широкой аудитории без каких-либо возрастных ограничений.
Борис Григорьев «Старуха-молочница», 1917 и Кузьма Петров-Водкин «Яблоко с вишней», 1917 год
Выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство» до 2 июля 2023
Еврейский музей и центр толерантности: Москва, улица Образцова, дом 11, стр. 1А, сайт
*«Архитектоны Малевича» - изобретенный им вид архитектурного сооружения ‒ скульптурно-архитектурные конструкции, решавшие задачи супрематического формообразования и оперировавшие архитектурными категориями: массой, объемом, тектоникой, масштабом.