Ничего, кроме гармонии
Текст и фото: Диана Ковригина
В фонде In Artibus проходит самая продолжительная в истории выставка работ Владимира Вейсберга из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина и Инны Баженовой, которая продлится до 28 июля.
Попадая в зал с работами Владимира Вейсберга, чувствуешь себя посторонним в гостях у незнакомца. В пространстве чистой геометрии и естественного света, лишенном оценочных суждений и экспрессии, личность автора угадывается не сразу. И это, безусловно, комплимент мастерству Вейсберга, блестящему воплощению его художественного замысла.
Ранние – композиции с обильной палитрой и осязаемым предметным миром, поздние –оптические смеси тел и фотонов, прокладывают путь «от цвета к свету», от ощущений к анализу и конструкции. Вейсберг замечателен в своем обособленном стремлении к постижению живописи в ее классическом каноне, вопреки социалистически-определенному времени и месту действия. Натюрморты, лежащие обнаженные или геометрические композиции – не «за» и не «против», но исключительно во имя гармонии материи и духа.
Выставка, ценная, прежде всего, своим беспрецедентным масштабом, охватывает всю хронологию творчества Владимира Вейсберга, от сороковых годов до самой последней, незаконченной «Венеры и геометрии» 1984 года. Куратор выставки, Анна Юрьевна Чудецкая подобрала для линейного движения по периодизации автора замечательную метафору, которая делает понимание этого пути более прозрачным и выстраивает генеалогическую цепочку от цвета к свету. Всем неравнодушным к «невидимой живописи» – обязательно к посещению.