О вещах, которые раздражают

В Музее Вадима Сидура до 9 декабря можно увидеть выставку "Это сводит меня с ума", мы публикуем ответы куратора Марии Ada Ивановой на вопросы главного редактора нашего издания Марии Назаровой о страхах, об авторах, о выборе, о работе куратора. 

Расскажите немного о проекте. О чем он? Почему вам было важно его сделать? 

Мне хотелось взять достаточно широкую тему, при этом актуальную и понятную практически всем. Эта выставка о вещах, которые раздражают, выбивают из колеи, «сводят с ума». Диапазон представленных тем: от тревоги и неуверенности до депрессии и сумасшествия. Мне это важно, потому что у каждого из нас есть такие вещи. Хотелось рассмотреть тему поближе, найти вход и показать его. 

Тяжело ли было делать выставку о страхах современного общества? Вы ориентировались, прежде всего, на страхи художников или старались охватить переживания общества в целом? Вы использовали социологические исследования при создании проекта?

Я бы не сказала, что эта выставка только о страхах, хотя и о них тоже. Экспозиция рассказывает множество историй, и почти все они в итоге достаточно позитивны. Я думаю, это повествования даже не о каких-то некомфортных состояниях, а о победе над ними. 

Вся выставка опирается на личный опыт и переживания художников, но большинство ситуаций, представленных здесь, универсальны. Что касается социологических исследований, то они в кураторской работе использованы не были.  Во-первых, мне не хотелось выходить за рамки легкого повествования. По этой же причине на выставке нет сложной терминологии или узкоспециальных понятий. Во-вторых, хотелось сохранить более эмоциональный подход.  

Расскажите немного об авторах и их работах. Как вы выбирали их для выставки? Есть ли у вас любимые?

Большинство художников, задействованных в выставке – выпускники «Свободных мастерских» разных лет и студенты, которые только начали обучение. Также я смогла вписать в экспозицию работы нескольких уличных художников. Это крайне важный момент, так как интеграция уличного искусства в музейное пространство – это одна из интересующих меня тем, и я стараюсь развивать ее в каждом своем проекте.  

Что касается выбора, то мне было важно, чтобы работа не только соответствовала теме и рассказывала историю, но также была бы личной и эмоциональной. 

Любимых работ, пожалуй, нет. Я стараюсь рассматривать выставку как цельное произведение, в котором каждая работа самодостаточна и находится на своем месте.  

 

Мария Ada Иванова
Мария Ada Иванова
  • Мария Ada Иванова
  • Полина Егорушкина. Хочу выставку! 2017-2018
  • Игорь Самолет. Привет, тебе уже за 30. 2018
  • Любовь Донкова. Ищу работу. 2018
  • Слава  ПТРК. Страна заборов. 2018

Что бы вы хотели, чтобы зрители увидели и почувствовали во время просмотра выставки? Хотели ли вы снизить градус личных переживаний у каждого?

 Конечно, мне хотелось вызвать эмоции. Я общалась с посетителями на открытии и проводила экскурсию на Ночь искусств. Эмоциональный отклик был, а некоторые работы спровоцировали горячее обсуждение и даже споры. Это вдохновляющий опыт.

 Я очень рада, что, при наличии довольно серьезных и даже мрачных работ, общая тональность выставки позитивная, хотя изначально с художниками это не обсуждалось. Получилось так, что осознание проблемы и ироничный взгляд являются универсальными решениями для большинства представленных на выставке ситуаций. Это мне кажется очень правильным выводом. 

 А что сводит с ума вас?

 Работа над выставкой строго соответствовала озвученной концепции. Множество неприятностей, нестыковок, несовпадений в процессе подготовки и до самого дня открытия. Ломалась техника, подводили люди, случались различные недоразумения – каждый день был как вызов. Когда стало понятно, что это не прекратится, я начала вести список. Это действительно сводило с ума, но мы победили хаос. Огромное спасибо всем, кто работал над выставкой и не сдался.

 Расскажите немного о планах на будущее. Вы уже планируете следующий проект?

Да, конечно. Как правило, у меня в работе сразу несколько тем разной степени проработанности. Основная сложность – найти площадку.  

И наш любимый традиционный вопрос для интервью: что вы можете посоветовать начинающему художнику?

Слушать себя и идти вперед.   

 Фото: Екатерина Жингель