«На вопрос «Как вам основной проект Манифесты?» петербургские любители искусства в один голос отвечают: «Черт с ней, с “Манифестой”, ты посмотри, как в Главном штабе выставили Матисса!». Иконические «Музыка» и «Танец» Анри Матисса как раз к «Манифесте» переехали в давно обещанные новые залы в Главном штабе, и люди впервые увидели их рядом, как и задумывали Матисс и его заказчик Сергей Щукин, и на новых стенах, и с новой подсветкой. Большинству очень нравится. Впрочем, Матисс заявлен и как художник-участник «Манифесты».
«Но как вам все-таки основной проект?» — «Мне неловко, но я не понимаю, о чем это. Работы отличные, но все так разрозненно». — «Надо же, и я тоже». — «И я». — «И я».
Было бы интересно заострить внимание на «о чем это?» — речь пойдет не о «Манифесте», а о том, как мы привыкли понимать любой кураторский проект. По заветам святого Харальда мы ждем от большой выставки обязательного кураторского высказывания. Выставка должна являть собой нечто вроде театрального спектакля, где куратор — режиссер и одновременно автор некоего содержательного сценария, художники — актеры, без таланта которых ничто не сложится, но этот талант должен быть упакован в единый сюжет. Так вот Каспер Кёниг, делая «Манифесту» в Эрмитаже, от этой обязаловки отказался. Это смелый шаг — кстати, самый смелый и единственно смелый шаг, им предпринятый. Нету там единого сюжета, смиритесь».
«На европейскую арт-биеннале «Манифеста 10» необходимо потратить целый день. Слово «придется» в этом контексте неуместно: гулять по Эрмитажу и Главному штабу — одно удовольствие. Не задаваясь целью отыскать заветную работу Катарины Фрич или найти лифт для того, чтобы побыстрее попасть в зал Матисса, вы получите большое удовольствие от просмотра музейной коллекции с неожиданными вкраплениями современного искусства».
Каспер Кениг и Михаил Пиотровский. © Евгений Павленко/Коммерсантъ
COLTA.RU - оригинальная версия статьи Екатерины Дёготь, опубликованной в журнале e-flux.
«Первоначально предполагалось, что «Манифеста» в Петербурге пройдет в таком анклаве автономии, фундированной реальным и символическим богатством, и на это и был политический расчет — авторитет Эрмитажа послужит защитой от нападок на современное искусство, которые год назад исходили еще не от государства, а от отдельных фанатиков, связанных с Русской православной церковью и казачеством. Этот расчет коренным образом отличается от всех предыдущих изданий «Манифесты», которая скорее работала с «интересной бедностью», чем с «интересным богатством» (при том что в России и Петербурге бедности достаточно). Впрочем, возможно, первоначально выбор Санкт-Петербурга для юбилейной десятой «Манифесты» обозначил попытку вырваться из парадигмы «карьерного» молодого искусства, которая слишком скомпрометирована».
Материал подготовила Ольга Бутеноп