Текст: Борис Ефимов
Окрылась первая Российская Триеннале современного искусства
В музее Гараж открыта первая Российская Триеннале современного искусства. Триеннале объединила работы 68 художников и творческих коллективов со всей страны. Экспозиция, ставшая результатом масштабного исследования, посвящена «духу времени» и осмыслению разнообразных социальных тенденций, формирующих региональную художественную жизнь. Кураторский коллектив посетил более 30 городов во всех федеральных округах России, а так же встретился с более чем двумястами художниками.
Безусловно, триеннале не претендует на соперничество с биеннале, кураторы честно говорят, что это большой исследовательский проект, первая малая часть которого - выставка сейчас висит (стоит, двигается, мигает и т.д. и т.п.) в Гараже на глазах у критически настроенной арт-тусовки и положительно настроенной публики, посещающий Гараж с каждой новой выставкой (или не с каждой). У нынешней Триеннале нет названия - что уже само по себе является интересным жестом. Выставка делится на некие директории: "Авторские мифологии", "Верность месту", "Искусство действия", "Локальные истории искусства", "Мастер-фигура", "Морфология улиц" и "Общий язык". Известные имена будут встречаться в каждом разделе, так, например, в "Мастер-фигуре" то есть в отрезке, посвященном тем художникам, чье искусство не локализировано в месте его обитания, а распространяется намного шире географических условностей, можно увидеть работы Андрея Монастырского, далее мы будем встречать Пепперштейна, Антуфьева, Гайсумова. Обидно, что региональными художниками зачастую в Триеннале оказываются те, кого давно уже считают "Российским" художником с большой буквы, как в Москве, так и за пределами целой страны. Илья Долгов овечает за Воронеж, а Краснодар вообще ЗИПы. Тут открытий никаких - все их и так знают. Важно отметить, что многие молодые региональные художники анализируют феномен Москвы - как единственного города, в котором можно построить художественную карьеру, это интересно. Многие критикуют столицу. В целом - триеннале хорошо оформленная выставка - есть и кинетические скульптуры, и тотальные инсталляции, и маленькие работы, и даже мьюрелы - сходить, безусловно, интересно. В Триеннале самым впечатляющим проектом для нас стала инсталляция "Хвост виляет кометой" Ирины Кориной - трехуровневое пространство, в котором художник обращается к эклектичному урбанистическому пейзажу Москвы, заполненному временными строениями, фиктивными сооружениями и зданиями, находящимися на реконструкции. В уголках инсталляции стоят баночки с разными запахами, характеризующими место. Посетитель оказывается в причудливом лабиринте из стен и углов, из знакомых символов в непривычном контексте. Выйти можно лишь с третьего этажа, а войти с первого. Абсурдность архитектуры вовлекает в диалог с художником. Правда есть одно "но" - инсталляция не имеет отношения к Триеннале, а лишь является проектом в рамках "Garage Atrium Commissions". Что, конечно, не умаляет ее достоинства.