«Опыты человеческой изоляции»: терапия современным искусством
С 14 июля по 18 сентября в «Новом крыле» Дома Гоголя проходит выставка «Опыты человеческой изоляции». Понятие изоляции плотно вошло в нашу жизнь за последние годы. На самом деле, изоляция отдельных групп была значительно раньше, хотя многие старались этого не замечать. Сейчас она крепко проросла и постоянно увеличивается и расширяет свое влияние.
Текст и фото: Ирина Паялина
Кураторы выставки Елена Шевелева и Анастасия Казакова во вступительном слове предлагают не ограничиваться кураторскими размышлениями, а говорить с художниками напрямую, с учетом своего опыта и взглядов на жизнь. И приглашают каждого пройти свой путь.
Выставка поделена на 6 зон-залов.
Евгений Аверин «Отражения»
Первое, что вас встречает – работа Евгения Аверина «Отражения». Несколько двухсторонних зеркал, подвешенных к потолку и вырезанных по форме головы. Сфотографируйте свое отражение на входе, а спустя какое-то время на выходе. Чтобы заглянуть себе в глаза и спросить: «что изменила во мне эта выставка?».
Элина Марусова «Блоки»
Следом вы увидите «Блоки» Элины Марусовой. Прямоугольные, неравномерно-серые с белесыми разводами «кирпичики». Автор о них написала так: «…Создавая идеальные композиции из простых параллелепипедов, я стараюсь нивелировать возможность любого деления. И эта глубинная потребность сама растворяется среди ровных поверхностей керамических скульптур». Я же увидела «кирпичики», их которых мы сами возводим стену между собой и другими людьми.
Василиса Лебедева «Между явью и навью»
Следом работа Василисы Лебедевой «Между явью и навью». То ли ствол дерева с дуплом, то ли яйцо с корнями-щупальцами. Но внутри тепло, мягко и уютно, хочется там спрятаться ото всех, как в коконе и не вылезать. Такое своеобразное Вселенское древо. Сама же автор говорит об образе избушки Бабы-яги на курьих ножках: «Это своего рода портал, где, пройдя процесс очищения, герою можно было заполучить благосклонность и подарки от Бабы-яги (образ первоматери). Именно через это пространство избушки герой может проскользнуть в портал между Явью и Навью — потусторонним пространством, откуда обычно не возвращаются прежним.»
Анна Силивончик «(Не)добрые приметы»
Если найдете силы пройти через портал и вылезти, послушайте «девушку с косой» Анну Силивончик и ее «(Не)добрые приметы». Каждый из нас скажет большое количество примет, которые влияют на нас. Сейчас это можно называть «жизненные установки», как правило, из детства. Есть полезные, которые не утратили свою актуальность, а есть откровенно устаревшие. Какими пользуетесь вы?
Эдуард Крылов «Вещь шестая»
Второй зал с одним экспонатом — «Вещь шестая» Эдуарда Крылова. Лампа, свеча, табуретка, свет, тень. Мои ассоциации: длительное одиночество, грусть, тоска, апатия, депрессия, конец... Свечей, кстати сказать, было 100.
Александр Тарасенко «Это сильнее тебя»
Третий зал демонстрирует работу «Это сильнее тебя» Александра Тарасенко. Тут тема обсессивно-компульсивного расстройства и защитных механизмов психики. Тут же одиночество, тревога, отчаяние.
Полина Синяткина «DUO» проект Hospitality
В четвертом зале привлекает советский ковер на полу и две капельницы с красной жидкостью. Это «DUO» проект Hospitality Полины Синяткиной. Размышления о длительном больничном опыте, о попытке людей хоть как-то «одомашнить» пространство больничной палаты. А еще о том, что перенеся туберкулёз, пациентам рекомендовали никому об этом не говорить, для собственного же блага… Что характерно, изначально выставка планировалась на другой площадке, но там эту работу попросили убрать из экспозиции. Кураторы отказались и пришлось искать другое пространство. Им оказалось «Новое крыло» Дома Гоголя.
Анастасия Сухарева-Морозова «Голова с надеждой» и «Голова, которой очень надо»
Рома Vzor фотоработы из проекта «Это не цель и даже не средство» и Ольга Городенская «Обезвреживание отходов»
Ольга Городенская «Обезвреживание отходов» и три сгоревшие фотографии без указаний авторства
В этом же зале «Голова с надеждой» и «Голова, которой очень надо» Анастасии Сухаревой-Морозовой, фотоработы Ромы Vzor из проекта «Это не цель и даже не средство», три сгоревшие фотографии без указаний авторства и сопроводительного текста.
Ольга Туманова «Aprеs GULAG», Ольга Городенская «Обезвреживание отходов» и Рома Vzor фотоработы из проекта «Это не цель и даже не средство»
Видео-работа Ольги Тумановой «Aprеs GULAG» размышления над случайностями в жизни: «судьбой» человека, его чувствами и личностью над тем, как события прошлого влияют на формирования человека. В видео автор погружает свое тело в ледяную воду со льдом – проживая свой личный Абсолют холода. Будучи родом из Магадана, это сложная метафора с артефактами места рождения и колючей проволокой в современном мире.
Тина Шибалова «Встреча в нигде», Рома Vzor фотоработы, Анастасия Сухарева-Морозова «Головы», Полина Синяткина «DUO»
В видео-работе Тины Шибаловой «Встреча в нигде» прослеживается продолжение темы саморефлексии: попытки узнать и понять себя, «изучить себя в социуме и социум в себе». Но для начала придется заглянуть в большую синюю бочку с чем-то темным на дне…
Ольга Городенская «Обезвреживание отходов»
Я осталась под впечатлением от «Обезвреживания отходов» Ольги Городенской. Это инсталляция из пакетов для утилизации «негативных эмоций, как опасных и ненужных, подлежащих обязательному сжиганию». Авторский текст показался мне слишком сложным с отсылками к незнакомым работам. Я вижу глобальную проблему неумения людьми признавать, называть и проживать все эмоции, плюс делить их на позитивные и негативные, хотя на самом деле такая классификация в корне не правильна. А где вы складируете свои непрожитые эмоции?
Анна Сапунова «Банками искупления»
Пятый зал пленил блеском страз и «Банками искупления» Анна Сапуновой, где собраны все невыплаканные нами слезы. «Поплачь, легче станет» — советует автор, дополняя тему проживания самых разных эмоций. В продолжении несколько видео-посланий Анны. Особенно завораживает работа «В моей хищной невинной душе вновь ожила та же феерия», как героиня «нестерпимо блистательно снимает с себя оковы за оковами». Чтобы потом вновь оказаться в новых путах.
Кураторы выставки Анастасия Казакова и Елена Шевелева
Шестой зал с круговой тотальной инсталляцией Оксаны Юшко из камыша «Между собакой и волком». Название работы означает сумерки, пограничное состояние между светом и тьмой, когда становится сложно разглядеть: собака это или волк, друг или враг, правда и ложь. Вы идете по слабоосвещенной комнате, разделенной забором из камыша, каждый шаг сопровождается хрустом, сухое растение слабо пахнет, в самом углу висит белый флажок. Самое время спросить себя: кто друг, а кто враг, где правда, а где ложь?
Куратор Елена Шевелева в окружении инсталляции Оксаны Юшко «Между собакой и волком»
Выставка «Опыты человеческой изоляции» с 14 июля по 18 сентября 2022
Кураторы: Елена Шевелева и Анастасия Казакова
«Новое крыло» Дома Гоголя: Москва, м. Арбатская, Никитский бульвар, 7, сайт
Время работы: Среда- воскресенье — 12:00–20:00, Пн, Вт — выходной.