От архива до постковида: три новые выставки в "Гараже"
26 марта в Музее современного искусства «Гараж» открылось сразу три постпандемийных выставочных проекта – это архивная выставка «Настоящее время, несовершенный вид», включившая в себя архивные материалы несостоявшихся проектов с 1968 по 2020 год, персональная выставка бельгийского медиа-художника Давида Кларбаута «Невидимый звук» (первая из цикла выставочных проектов посвященных художникам работающим с видео и кино), и масштабный геймифицированный экспозиционный проект, задуманный в период локдауна: «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху короноцена», соединивший на «игровом поле» основного пространства «Гаража» тридцать три работы, отобранные в результате проведения open call. Художникам было предложено показать свои варианты развития альтернативной реальности в условиях полной неизвестности.
Текст и фото: Свеколкина Ирина
Анна Фобия, «Счастье», из проекта «Ультравайленс», 2020
Группа МИШМАШ, «конструктор для Дэвида Юма», 2019-2020
На первом этаже в пространстве «Лаб» разместилась персональная выставка работ Давида Кларбаута (1969). Кларбаут работает с видео, фотографией и мультипликацией, известен своими крупномасштабными движущимися и неподвижными изображениями, исследующими течение времени. Один из его известных проектов связан с покадровой перерисовкой диснеевского мультфильма «Книга джунглей», где художник возвращает всем мультипликационным героям природную пластику диких животных, и они действуют не как антропоморфные существа, а как звери в саванне.
За всю карьеру Давид снял сорок пять фильмов и видео инсталляций, четыре из которых, созданные в период с 2007 до 2018 год, показаны на выставке в Москве. Автор начинал свою карьеру как живописец и график, но постепенно переключился на аспекты изображения, которые не передаются ремесленным путем. Одним из этих важнейших аспектов является «опыт длительности». Кларбаут работает с «длительностью» через разнообразные визуальные системы и темы, не используя привычные для видео и кино средства, он работает не со звуком, речью и языком, не с актерами и не с актерской игрой, а с тем, что обычно остается на фоне, с вещами-свидетелями основного действа.
На примере показанных четырех работ можно проследить, как развивались медиа, а на входной стене есть несколько фотографий бэкстейджа, где можно посмотреть, как на самом деле достигается эффект расширения одного момента до бесконечности. В каждой работе есть спрятанный элемент, который можно обнаружить, посмотрев видео от начала до конца (а это может занять один час и тридцать минут), это некое центральное событие каждого из этих немых фильмов. Саундтрек специально выбран так, чтобы ни к чему не обязывать и не создавать никакого сюжета, он позволяет просто сесть и спокойно находиться в этом пространстве, где для комфортного погружения также есть ковер, который нужно использовать по назначению.
Архивная выставка «Настоящее время, несовершенный вид», была задумана кураторами во время карантина, как продолжение размышлений о несостоявшихся в 2020-м году проектах Гаража, и представляет из себя собрание архивных данных нереализованных проектов с 1968 по 2020-й год, отмена которых произошла по разным причинам и исследуется с разных точек зрения.
Обратившись к собственным архивам, где хранились свидетельства тех событий, которые никогда не состоялись, кураторами были отобраны пять разных по типологии проектов. И одними из центральных по значимости для «Гаража», подтолкнувших кураторов к размышлениям, стали два архитектурных проекта Игоря Пяткина, модерниста, работавшего в 60-е годы и одного из проектировщиков здания в котором сейчас находится музей «Гараж». Это проекты «Танцевального зала» и «Киноконцертного зала», которые должны были быть построены на месте «Шестигранника» в Парке Горького и послужили стартом для трактовки «нереализации». Поскольку проекты Пяткина должны были быть возведены на тех площадках, где сейчас находится музей «Гараж», их реализация могла бы привести к кардинальным изменениям в история музея, поэтому «нереализация» рассматривается с точки зрения новых возможностей, где любой нереализованный проект открывает пространство для чего-то другого.
Альбом-книга «Танцевальный зал» с эскизами и фотографиями архитектурных макетов. 1965-1968.
Название проектов «Танцевальный зал», авторы: Игорь Пяткин, Л. Белоусова, Игорь Виноградский, Валерий Олофинский, А. Клинский и другие.
Предполагаемые даты реализации 1973-1976
Предполагаемое место реализации: «Шестигранник», ЦПКиО им. Горького
Причина отмены: неизвестна.
Выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху короноцена», занявшая все основное пространство «Гаража», является продуктом своего времени. Размышляя о том, каким образом можно отреагировать на ситуацию прошлого года и представить это в выставочном проекте, кураторами было решено объявить open call, первый в истории «Гаража». В результате чего было получено более тысячи заявок, из которых было отобрано тридцать три для участия в выставке.
Иван Серый, «Счеты», 2021
Художникам было предложено поразмышлять на тему того, какое настоящее, прошлое или будущее ждет нас, когда непонятно, что будет происходить дальше. И предложить проекты, так или иначе отвечающие на вопросы: «что могло бы быть?», «что, возможно, сейчас происходит, но мы этого не видим?» и «что могло бы быть в будущем?». Все работы на выставке связаны между собой этими темами и имеют фантастический характер, проявляющийся в разных формах и разных направлениях мысли их авторов. Многие работы могут показаться ироничными и веселыми, но на самом деле в большинстве из них заложены серьезные переживания текущего исторического момента.
Марина Карпова, Мария Корина, Екатерина Соколовская, «Светлые песни», 2021
Формат open call подразумевал изначально, что проект будет разнообразным, отличным от выставок, рожденных из долгосрочного кураторского исследования, и поэтому в процессе подготовки выставки у кураторов появилась система рубрик: «легенда», «код», «лекарство», «нечеловек», «тайны», «рынок» и «музей». Комбинация из любых двух элементов встречается в работах в каждом проекте и их можно увидеть на этикетках.
Александр Щуренков, из серии Stone-cold, 2021
Архитектура выставки также работает на объединение участников: создание геймифицированной среды отсылает нас к фантастическим фильмам о будущем и другого пути зрителя, где работы размещены на полу, а зритель поднят на подиум, когда обычно все происходит наоборот. Публичная программа также будет посвящена игре и научной фантастике, но большее внимание уделяется не компьютерным, а ролевым и оффлайн играм.
Genda Fluid, «Soul piercing aura kissing mind blowing», 2020
Ася Володина, «Венеция рыб, 2021 – «подстольная» игра, ее участники ложатся под игровое поле.
Правила игры подразумевают собой зрительскую хореографию»: участникам предлагают примерить на себя роль рыб, осматривающих подводные достопримечательности и отказаться от вертикального положения в пространстве.
Музей современного искусства «Гараж»
Выставки:
«Настоящее время, несовершенный вид» - 26 марта – 8 августа;
«Невидимый звук» - 26 марта – 2 мая;
«Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху короноцена» - 26 марта - 1 августа.