«От иконы к авангарду»: в Новой Третьяковке открылась выставка Пермской художественной галереи
Открытие выставки состоялось 27 сентября 2023 года. В экспозицию вошли около 80 работ из коллекций галереи, среди которых произведения иконописи, золотное шитье, а также живопись первой трети ХХ века.
Проект приурочен сразу к двум знаменательным датам: 300-летию города Перми, которое отмечается в этом году, и юбилею самой Пермской художественной галереи, чей столетний юбилей пришелся на 2022 год. На выставке представлены жемчужины галерейных фондов, многие из которых москвичи увидят впервые.
Открывает выставку раздел древнерусской иконописи и золотного лицевого шитья XVII века. В частности, зрители смогут увидеть предметы церковного искусства, украшавшие в свое время главный храм в Прикамье знаменитого рода Строгановых - церковь Похвалы Богородицы в Орле-городке. Это пелены «Положение во гроб», «Убиение царевича Димитрия», покровцы «Се Агнец», «Распятие» и другие уникальные работы старых мастеров. Среди шедевров иконописи особо можно выделить «Троицу Ветхозаветную» 1675 года – единственную известную работу Ильи Филиппова, а также иконы «Рождение святого Иоанна Предтечи» и «Неделю всех святых» (1611-1616) одного из иконописцев Оружейной палаты Семена Хромого. Всего известно пять образов его письма, четыре из которых хранятся в Перми.
Центральное место в экспозиции, безусловно, занимают «Пермские боги» - коллекция деревянной храмовой скульптуры, собранная в 1923-26 годах в экспедициях по Пермскому краю одним из основателей галереи Н.Н. Серебренниковым. Сегодня она насчитывает около 500 образцов религиозной пластики XVII-XIX веков. Посетители смогут увидеть распятия, фигуры Христа в темнице, трубящих ангелов и другие работы местных скульпторов, искусство которых парадоксальным образом сочетает в себе наивность дохристианской традиции, христианское благочестие и высокую духовность.
В следующем разделе выставки представлены работы знаменитых художников первой трети ХХ века. Немалая заслуга в формировании этой части музейной коллекции также принадлежит Н.Н. Серебренникову. Как отметила на открытии проекта Директор Пермской государственной художественной галереи Юлия Борисовна Тавризян: «Эта выставка пример того, как основатель нашей галереи, выдающийся исследователь искусства Николай Николаевич Серебренников пополнял фонды буквально меняя любимую им, с огромным трудом собранную храмовую деревянную скульптуру Пермского края на произведения авангарда, которые может быть не были ему так близки. Но он прекрасно понимал, насколько важно представить все направления отечественного искусства, так как музей, должен отражать полную картину художественного развития. И это был, конечно, героический поступок.»
Соединение в одной экспозиции средневековой скульптуры и иконописи с работами художников эпохи Авангарда отнюдь не случайно. «От иконы к авангарду – это очень органичное соседство, потому что именно художники авангардисты впервые всерьез посмотрели в сторону иконописи. И, несмотря на такую в целом атеистическую направленность нового советского искусства, произведения древнерусского искусства попали как раз в орбиту внимания этих художников,» - рассказала Заместитель директора по научной работе галереи Ольга Витальевна Старцева.
В экспозицию вошли работы таких известных мастеров как Петров Водкин («Портрет мальчика» 1913), Аристарх Лентулов («Церковь в Солнцедаре» 1913), Роберт (Фальк «Пейзаж» 1913), Любовь Попова («Портрет» 1916), Иван Клюн («Супрематическая композиция» 1916), Александр Родченко («Натюрморт» 1918) и другие. При этом также можно увидеть совершенно непривычные для знатоков русского искусства начала прошлого века вещи: например, «Уральский пейзаж» (1910-е) одного из основоположников русского футуризма Давида Бурлюка, выполненный в нехарактерной для творчества художника спокойной импрессионистической манере.
Завершают выставку работы в стиле соцреализма Александра Дейнеки «Стахановцы» и «1917 год» (1937), которые служат визуальным воплощением финального аккорда художественных поисков эпохи Авангарда и символом начала новой страницы в истории отечественного искусства.
Выставка продолжит работу до 25 февраля 2024 года.
Текст: Сергей Чебатков