Открытия в музее Art4
Музей АРТ4 представляет 4 выставки, которые откроются в один день: больше 30 работ Ирины Затуловской, живопись классиков соцарта Виталия Комара и Александра Меламида, складни, живопись и скульптура примитивиста Леонида Пурыгина и графику нонконформиста Бориса Турецкого.
Ирина Затуловская
Первая экспозиция — работы Ирины Затуловской, созданные за последние 20 лет. В произведениях художника сильны исторические аллюзии: отсылки к традициям иконописи и народного искусства, а также к творчеству Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой периода «инфантильного примитивизма». В то же время, «радикальная простота» Ирины Затуловской соотносится с произведениями также представленного в АРТ4 нонконформиста Бориса Турецкого.
Материал выставленных работ Ирины Затуловской — не традиционный холст, а дерево или кровельное железо: художник исследует возможности превращения живописи в объект, а также выразительные возможности фактур и материалов. Таким образом, техническая основа — фон — фактически становится одним из главных героев произведений и создает полноценный уровень репрезентации. Она входит в диалог с самим живописным слоем и текстами — цитатами или воспоминаниями, которые автор включает в работы. Часто ироничные или наивные, они отсылают к событиям из жизни художника и, по словам Ирины Затуловской, представляют собой «дневник жизни».
Виталий Комар и Александр Меламид
Основатели соцарта, Комар и Меламид, переосмысляют всевозможные узнаваемые символы: начав в советское время с критики идеологии и образов власти, после 1991 художники переключились на иронизирование над демократией и обществом потребления.
Авторы мастерски сопоставляют в своей живописи элементы, взятые, казалось бы, из разных миров и используют их в игровой, часто эпатирующей форме: например, в представленном произведении «Happy Mother's Day» 1985 года соседствуют тоталитарные символы — подобия свастик из цветов, крыс или канцелярских таблиц, — классический натюрморт и портрет в стилистике художника Владимира Вейсберга, а в работе «Мы» соединены советская красная звезда и коронованный младенец — экспонат кунсткамеры. Создание работребусов и сталкивание в них казалось бы несовместимых образов становится способом их развенчивания и лишения символических смыслов, а для зрителей — опытом освобождения от идеологических стереотипов.
Борис Турецкий
Третья выставка — графика классика российского нонконфомизма Бориса Турецкого, который одним из первых среди отечественных художников в 1950х обратился к абстрактному искусству и стремился выявить в нем общие законы формотворчества. В экспозиции представлены произведения его первого нефигуративного периода конца 1950х годов и работы цикла «Застолья» 1960х 1970х. Первый нефигуративный период — это монохромные абстракции из простейших геометрических фигур, в которых автор исследовал художественный язык и разрабатывал проблемы ритмического построения, структуры и пространства. Также в это время Борис Турецкий создавал монохромные закрашенные гуашью листы бумаги: автор наносил однотонные слои краски слой за слоем, чтобы они создавали на листе рельефную поверхность. Созданное таким образом произведение переставало быть двумерным и обретало вещественность. В автобиографии, написанной от 3го лица, художник так описывает свое творчество: «Борис Турецкий ощущает в жизни человека, прежде всего, ее отрицательную сторону. В его вещах возвеличивается грусть, тяжесть, можно сказать, возвеличивается угнетенность. Это монументальное выражение узости, ограниченности, придавленности...». Так, несовершенный мир, о котором говрит автор, распадается до абстракции в серии «Застолья», куда вошло около 1000 листов, которые объединялись в циклы по 1030 работ. Каждый цикл начинался с фигуративного изображения комнаты со столом в центре и вокруг него.
Постепенно из листа в лист происходит разложение этого сюжета на составные части: фрагменты теряют свою предметную изобразительность, превращаясь в геометрические фигуры, которые листа к листу дробятся и заштриховываются. Представленные на выставке монохромные натюрморты, также созданные Борисом Турецким в 1960е годы, составляют наиболее трагическую серию художника, возможно, отражающую его болезнь. Эти произведения становятся способом изображения борьбы света и тьмы: белое в них постепенно исчезает под яростными штриховками, сплошь заполняющими пространство листа до полной черноты.
Леонид Пурыгин /продление выставки, открывшейся 9 декабря/
Четвертая выставка в АРТ4 — деревянные складни, скульптура и живопись художника-самоучки и представителя арбрют Леонида Пурыгина. Несмотря на отсутствие профессионального образования, в творчестве Пурыгина видны отсылки не только к русскому лубку и народному искусству, но и к иконописи, к готическому искусству и произведениями художников Северного возрождения: Ван Эйка, Мемлинга и особенно Босха.
Работы Пурыгина — это мир индивидуальной космологии, а его центральная фигура — демиург «Леня Пурыгин из Нары. Гениальный». Альтерэго художника окружают кочующие из работы в работу персонажи: Голубая женщинаангел, регулярно спасающей героя из ада, и ее антипод «Пипа Пурыгинская». С героями соседствуют фантастические растения, животные, птицы и ангелы которые покрывают большую часть работ. Визуальные образы дополняют пересказы снов или строкигимны, часто с грамматическими ошибками и ненормативной лексикой: они дополняют сотворенную Леонидом Пурыгиным живописную вселенную, полную любви и красоты. Как написал художник на одном из своих складней: «Бог — это Космос. Я — это Космос. Любовь — это Космос».
Даты: 18.02.2016 - 25.02.2016
Адрес: Музей Art4