Паблик-арт-программа «ЧО» в Екатеринбурге: итоги третьего сезона «Вымыслы и промыслы»
Паблик-арт-программа «ЧО» официально закрывает третий сезон «Вымыслы и промыслы». Подводят итоги в цифрах, проектах и комментариях кураторов, рассказывают об объектах, созданных в Екатеринбурге уральскими художниками за последний год.
Третий сезон «ЧО» — это: 28 арт-объектов, более 50 мероприятий, более 180 000 зрителей, 1040 публикаций в СМИ и одна выставка.
А если поподробнее, то:
- 8 офлайн паблик-арт-объектов и 20 цифровых в рамках проекта Олеси Ильенок Wall_For_Scroll,
- 365 хроноглифов или глиняных скриншотов, которые создали горожане для арт-объекта «Визмут»,
- 28 детских мероприятий,
- первый выпуск школы паблик-арта,
- фирменная медовуха и комбуча «ЧО»,
- 3 идеи выпускников школы паблик-арта, которые воплотят в новом сезоне,
- 16 мастер-классов художников для горожан,
- 1040 публикаций в федеральных и региональных СМИ,
- комикс тиражом 1000 экземпляров об «Истории солидарности»,
- 33 портрета, 27 сообществ и 6 активных горожан, которых можно найти в комиксе,
- офлайн и онлайн выставка в рамках «Истории солидарности»,
- 40000 рублей, собранных с продажи мерча и направленных на реставрацию дома кузнеца Кириллова,
- 10 человек, которые влезут в «Техногенное гнездо» Веры Ишутиновой,
- 1 тонна переплавленного алюминия — вес самой тяжелой скульптуры «Индустриальный младенец»,
- 500 кв. метров рекламных баннеров, переработанных для коврика «Вытирайте ноги, проходите!»,
- Уктус, ВИЗ, Шарташ, Центр, Юго-Запад — районы Екатеринбурга, в которых можно найти паблик-арт объекты прошедшего сезона.
«Каждый сезон паблик-арт-программы во многом уникален благодаря кураторам, которых мы приглашаем каждый сезон. У каждого из них свой взгляд на уральскую идентичность, историю города и его среду. «ЧО» отличается еще и тем, что инициатива проекта принадлежит бизнесу, компании «Атомстройкомплекс». Проект объединяет вокруг себя художественное сообщество, власть, местных жителей, культурные институции. В новом сезоне горожан ждет еще больший масштаб, необычные форматы и, конечно, новые художники и созданные ими арт-объекты. Мы продолжим делать все для того, чтобы современное искусство было интересно горожанам и меняло их жизнь», — отметил руководитель паблик-арт-программы и креативный директор «Атома» Никита Харисов.
«ЧО» по теме, куратору и художникам:
Куратор третьего сезона паблик-арт-программы «ЧО» — Илья Шипиловских. Он разработал тему сезона — «Вымыслы и промыслы». Он ее формулировал так:
«Где-то между вымыслами и промыслами разворачивается задокументированная история Урала с момента строительства первых демидовских заводов по сегодняшний день. В этой истории тесно переплелись обещания несметных богатств и реальная непрекращающаяся работа, центростремительная власть и авантюризм первооткрывателей, государственные предприятия и артели кустарей, мечты о будущем и споры о прошлом, сказы и мастера, слова и дела. Именно эта история предстаёт предметом нашего кураторского и художественного исследования».
Шипиловских выбрал художников и пригласил их создать свои работы на предложенную тему. В третьем сезоне «ЧО» в Екатеринбурге появились работы — Олеси Ильенок, Веры Ишутиновой, Наташи Пастуховой, арт-группы LKKL (Людмила Калиниченко и Ксения Ларина), Риты Хаак и Галины Беловой, ХО «ГУЙ» (Егор Ефремов и Маша Плаксина), Екатерины Рейшер, Красила Макара.
«Целый год Екатеринбург говорил об искусстве в уличном пространстве. Нам удалось создать диалогу между публикой и художниками. Интересно наблюдать, как реагируют на искусство люди, которые сталкиваются с ним не в музее или галерее, а лицом к лицу в городе. Считаю большим достижением и то, что мы создали такие точки сгущения вокруг объектов, что под их воздействием и гравитацией действительно меняется городская среда. Здорово, что нам удалось воплотить цифровой паблик-арт-проект: мы обозначили одно из направлений паблик-арта, которое в будущем будет развиваться», — рассказывает куратор третьего сезона «Вымыслы и промыслы» Илья Шипиловских.
«ЧО» по мероприятиям для горожан:
Презентация каждого объекта сопровождалась публичным мероприятием. Задача таких событий — дать ключ к пониманию паблик-арт проекта и вовлечь горожан во взаимодействие с современным искусством. Мероприятия были разными по формату: орнитологическая экскурсия — к «Техногенному гнезду», мастер-классы по старинной технике печати — у «Визмуту», благотворительная «Собакция» в пользу Зоозащиты — к «Городским идолам».
«Вымыслы и промыслы» — первый сезон, программа которого полностью состояла из произведений уральских авторов, как в основной программе, так и в публичной. Публичная программа значительно расширила форматы работы с аудиторией и ее вовлечением., Кроме того, тема нашла свое отражение в серии показов уральской анимации и документального кино, уличной и онлайн выставках, просветительской программе для семейной аудитории и первом выпуске Уральской школы паблик-арта», — рассуждает куратор публичной программы «ЧО» Артем Антипин.
Каждые выходные лета 2022 во дворе Уральского филиала ГМИИ им. Пушкина проходили занятия летнего семейного лагеря. Их объединила общая тема — дом. С подростками и их родителями занимались художники: Олеся Ильенок, ХО «ГУЙ», Наталья Пастухова, музыкальный проект «Лилия», аниматор Нина Бисярина и другие.
За лето ребята создали два анимационных фильма, поучаствовали в 14 мастер-классах, сходили на 4 городские и 4 музейные экскурсии, подготовили 4 выставки и одну благотворительную акцию.
Уральская школа паблик-арта:
В третьем сезоне в программе «ЧО» появилась Уральская школа паблик-арта, участвовать в которой могли художники с минимальным опытом или без опыта работы с городским пространством. Заявки прислали 41 человек, из них кураторы выбрали 30 участников, которые занимались весь сезон. Занятия представляли собой лекции, творческие встречи и мастер-классы по паблик-арту. Для каждого участника итогом стала презентация собственной идеи — будущего паблик-арт-проекта. Три проекта слушателей Школы будут воплощены в предстоящем сезоне паблик-арт-программы «ЧО».
«Смотри ЧО»:
Программа «ЧО» привезла в районные кинотеатры хорошее анимационное и документальное кино, созданное уральскими режиссерами. Это была уникальная возможность увидеть такие фильмы на большом экране, не выезжая со своего района: уральское кино и уральский зритель нечасто встречаются в кинотеатре.
Мерч и напитки:
- Основной комплект мерча в этом году включал панаму, экосумку и футболку. Все средства, собранные с продажи мерча, направлялись на реставрацию дома кузнеца Кириллова в Кунаре.
- Также команда проекта сделала коллаборацию с Live Brew и баром «Нельсон Совин»: комбучу и медовуху «ЧО».
Новогодняя программа:
Новогодняя программа растянулась почти на 2 недели и включала 11 благотворительных мастер-классов с современными художниками Галиной Беловой, Виктором Корьякиным, Анной Снегиной, Катей Колпаковой и ХО «ГУЙ». Двухдневная ярмарка заканчивалась «Лепкотусой» и выставкой зимних скульптур во дворе Уральского филиала ГМИИ им. Пушкина. Также для детей провели шесть спектаклей «Чо за елки на Урале?» с театром «Три апельсина».
С 2021 года проект «История солидарности» под кураторством Полины Ивановой исследует исторические сообщества Екатеринбурга и Свердловска. В этом сезоне появились его итоги:
- онлайн-выставка, на которой собраны истории городских сообществ: историясолидарности.рф,
- комикс, изданный в виде зина (деньги от продажи направляются в поддержку Фонда городских инициатив)
- уличная выставка на стендах около Главпочтамта.
«В исторической перспективе мы видим значение практик филантропии и альтруизма в жизни нашего города и пытаемся их популяризировать. Эту же миссию несут отдельные проекты основной программы сезона, на чем нам хотелось акцентировать внимание зрителей через публичные события. В этой логике случилась благотворительная «Собакция», которую мы приурочили к презентации проекта Наташи Пастуховой «Городские идолы»: собрали в одном месте зоозащитные организации и их подопечных для знакомства с новыми друзьями, устроили сбор средств и провели лекции, музыкальные выступления и кино по этой теме. Попадая в публичное пространство, искусство часто начинает разговор об актуальных проблемах и вопросах. Наша задача была этот разговор подхватить и продолжить», — заключил куратор публичной программы «ЧО» Артем Антипин.
«ЧО» по объектам:
Wall_for_Scroll
Художница: Олеся Ильенок
Локация: цифровой слой Екатеринбурга
Проект Wall_for_scroll переносит уличное искусство в цифровой слой города. С развитием цифровых технологий городские публичные пространства расширяют свои границы. Олеся Ильенок внедряет цифровые паблик-арт объекты в рекламное поле интернета, сохраняя даже там правила уличного искусства. Каждый объект — это текстовое послание, сгенерированное алгоритмом на основе 5000 надписей на российских улицах. Для каждого текста художница подобрала место — снимок Google-карт.
«Городские идолы»
Художница: Наталья Пастухова
Локация: Уктусский лесопарк
«Городские идолы» Натальи Пастуховой — это новые тотемы, изображающие не диких, а домашних животных. Они давно стали верными компаньонами и больше совсем не пугают. Художница обращает внимание на изменение функционала искусства, прежде необходимого для выражения сакрального, и предлагает задуматься, как изменились мы сами, какой путь прошли.
«Техногенное гнездо»
Художница: Вера Ишутинова
Локация: презентация состоялась на Площади 1905 года в рамках «Атмофеста», а затем паблик-арт объект переехал в Шарташский лесопарк
В работе «Техногенное гнездо» Вера Ишутинова обращает внимание, как меняется природа в эпоху антропоцена. С развитием технологий человечество оказывает колоссальное влияние на окружающую среду. Натуральное и искусственное всё больше переплетается, и это не может не влиять на биоразнообразие. Художница приглашает поразмышлять о нашем месте в экосистеме и переменах, которые происходят с окружающей средой и нами самими.
Точка на карте: где искать «Техногенное гнездо»
«Вытирайте ноги, проходите!»
Анонимный художник
Локация: стилобат перед Ельцин Центром (объект находился там летом 2022)
Проект «Вытирайте ноги, проходите!» представляет собой вязанный коврик диаметром 10 метров, сплетённый из бывшей в употреблении баннерной ткани. В работе использована техника переработки ветоши, которую практиковали наши бабушки: ненужные вещи разрезаются на ленты, и из них вяжутся коврики. Только вместо ветоши здесь используются старые рекламные баннеры, которые уже ничего никому не прорекламируют. В наши дни ресайкл происходит из избытка и захламления, а не дефицита, а экономия становится синонимом экологии.
«Самородок»
Художница: Екатерина Рейшер
Локация: пустырь рядом с перекрестком улиц Белинского и Фурманова/Ткачей
Паблик-арт-объект «Самородок» связывает сегодняшний день с эпохой первых уральских заводов и разработки горных недр. Художница предлагает подумать о скрытых под землей тайнах. Будучи «раскопаны», они могут обернуться как бросовой породой, так и настоящим сокровищем. Вот только делают их таким ценным не сверхъестественные силы, а трудолюбие и мастерство. Это ландшафт, архитектура и скульптура одновременно — и ничто из этого в чистом виде. Этот объект способен вписаться в реальное пространство того, кто его видит, и обрести там собственное значение.
«Портал»
Художник: Красил Макар
Локация: Парк им. 40-летия ВЛКСМ
«В постоянном сегодня бывает сложно проследить переход из прошлого в будущее. Портал позволяет торжественно зафиксировать момент этого перехода. Шаг сквозь портал — особенный, среди множества прочих наших шагов в будущее».
Красил Макар
Объект «Портал» создан художником по имени Красил Макар, родившимся, по легенде, в 1889 году в селе Нижняя Синячиха. Художник создаёт вокруг своей личности мифологию, согласно которой он начал свой творческий путь 100 лет назад, расписывая стены крестьянских изб. Сегодня Красил Макар продолжает работать в технике Урало-Сибирской домовой росписи, но в современных пространствах, он актуализирует традиционные промыслы и выносит их в городскую среду.
«Навсегда»
Художницы: Галина Белова, Рита Хаак
Локация: Во дворе за домом по адресу ул. Розы Люксембург, 14а
Своей новой работой «Навсегда» художницы Галина Белова и Рита Хаак обращают внимание на хрупкость и ценность каждой человеческой жизни. В основе инсталляции — керамические таблички, на которых записаны имена людей, умерших от СПИДа. Их на специальных мастер-классах Галины в Ельцин Центре создали подопечные фонда «Новая жизни», родственники и друзья умерших и люди, живущие с этим диагнозом.
«Визмут»
Художники: ХО «ГУЙ» (Маша Плаксина и Егор Ефремов)
Локация: сквер рядом с перекрестком улиц Бебеля и Кирова
«ВИЗМУТ» вдохновлен районом ВИЗ и кристаллом металла висмут. Ступенчатая форма напоминает древние пирамиды и в то же время похожа на фрактал, часть современного цифрового мира. В объект инкрустированы 365 керамических рельефов — экранов смартфонов. На каждом запечатлены время, дата, личная картинка на заставке. Их создали горожане на открытых встречах с художниками летом 2022. Получившаяся работа предлагает поразмышлять о природе времени.
«Индустриальный младенец»
Художницы: арт-группа LKKL (Людмила Калиниченко и Ксения Ларина)
Локация: набережная Виз-пруда
«Индустриальный младенец» арт-группы LKKL вдохновлен историей промышленного Урала и первыми заводами, механизмы которых наполняла энергией и жизнью вода. Младенец, вынырнувший из Верх-Исетского пруда, символизирует и возможное будущее индустриального наследия региона. Закрытые глаза и умиротворяющая улыбка напоминают о буддийских колоссах и призывают осознанно относиться к происходящему.
Организатор паблик-арт-программы: «Атомстройкомплекс»
Соорганизаторы: Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ Екатеринбург)и АНО «Стандарт 2.0»
Проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив