Палладий Иванов:"Для меня не важна узнаваемость по имени, я наоборот хотел бы уйти от этого"
Медиа-проект ART УЗЕЛ открывает новый цикл интервью "Актуальный художник. Наше время".
С художником Палладием Ивановым, он же Zen Dog, Слава Зож, Boris, Дмитрий Тотт, мы встретились на его первой персональной выставке "Бар-ресторан "Озеро" в Зале Арт Хаус Центра Творческих Индустрий "Фабрика".
Родился в посёлке Лучегорск, Приморского края в 1977 году. 1994 – 2000 обучение в Дальневосточном Государственном Техническом Университете им. Куйбышева г.Владивосток, на кафедре архитектуры и дизайна. 2011 - 2013 – школа "Свободные Мастерские" при Московском Музее Современного Искусства. Участник IV Biennial of Contemporary Russian Graphic and Sculpture, C. A. S. E. Museum of Contemporary Russian Art, Jersey City., специальный проект 3-ей Московской международной биеннале молодого искусства, специальный проект 5-й Московской Биеннале Современного Искусства, в составе группы "Коллективные Бездействия", номинант премии "Ломоносов-Арт", участник Мастерской 2012, 2013, 2014 и ряда групповых выставок.
Наталья Александер: Почему ты подписываешься разными именами, ведь многие художники, напротив, пытаются отработать узнаваемость?
Палладий Иванов: Мне не интересно идти по пути отработки имени, потому что имя, в принципе, кроме как для отсылки к прошлому, для понимания, чья это работа, больше ни для чего и не нужно. В том случае, если не считывается автор по стилистике, то нужно имя. Для меня лично не важна узнаваемость по имени, я наоборот хотел бы уйти от этого.
Дмитрий Тотт "Greece is the BEST". Из серии "OMG. 2010
Аля Хестанти: Как ты считаешь, ты уже нашел свой стиль?
П.И. Чтобы что-то найти, надо искать, а я и не ищу.
Н.А. Есть ли основная идея того, с чем ты работаешь?
П.И. Есть определенные пласты интересов, которые я стараюсь затрагивать, то зачем я слежу. Это можно обозначить, как "Человек вообще": человек и его поведение, образ мысли, образ действия в историческом и культурном контексте, то чем живет человек и почему он так живёт.
Дмитрий Тотт "Голуби". Хост, темпера, 200х170. 2014
Н.А. Первая персональная выставка очень важный опыт для молодого художника, это некий этап роста художника – помогает понять самого себя, свои цели и задачи. Что для тебя персональная выставка?
П.И. Это некий уровень признания со стороны институций, в первую очередь. Когда не ты сам инициатор, а тебе предлагают сделать персональную выставку. Это некая оценка твоей деятельности. Для меня как для художника это значит, что я двигаюсь в нужном направлении.
А.Х. Что ты вкладываешь в понятие молодой художник?
П.И. Я уже не очень вписываюсь в понятие "молодой художник".
А.Х. Сейчас есть некий пласт художников, которые не вписываются в понятие "молодой". Они еще не "мэтры", но официально, бюрократически уже не "молодые". С этой проблемой столкнулись многие художники, которые теперь не знают, куда же им податься?
П.И. Думаю, что с возрастом это связывать не нужно. Если по возрастным меркам я уже не вписываюсь, то в принципе, как таковым современным искусством я стал заниматься не так давно. До поступления в "Свободные мастерские" что-то делал, но это было не особо осознанно. И в итоге, сейчас, я в современном искусстве около 5 лет, то есть "молодым" мне себя называть уже сложно, а вот скажем "начинающим", думаю было бы более правильно. Вообще "начинающим" можно быть постоянно, это не так уж и плохо. Все время быть в "потоке" изучая и осваивая новые тенденции – технологии, материалы и прочее. А не так, что ты нашел стиль, своих клиентов, выставочные точки и методично отрабатываешь материал, выжимая из него все соки.
Н.А. Можно подробнее о контексте выставки.
П.И. Идея выставки родилась на фоне политической ситуации, протестных движений и всего что вокруг этого происходит. Меня это интересует, так или иначе я за этим слежу.
"Бар-ресторан "Озеро". Инсталляция. 2014.
Н.А. Почему бар-ресторан "Озеро"?
П.И. Я представил нашу страну в виде заведения, которое характерно для каждого города или даже населенного пункта нашей страны, с определенным интерьером, контингентом, музыкой и так далее. Если обратится к тексту, там есть отсылка к тому, что для нашего человека это знаковое место, почти храм. А "Озеро" - это знаменитый кооператив, кто не знает, может ознакомиться в интернете.
В этой выставке я представил нашу страну в виде бара-ресторана, где есть кухня, бар, меню с перечнем напитков и горячих блюд.
"Бар-ресторан "Озеро". 2014.
Н.А. С каким материалом тебе интереснее всего работать? И что для тебя первоначально - форма или идея?
П.И. По-разному. Чаще всего я отталкиваюсь от идеи. Рождается идея, а потом думаю, в каком медиа ее воплотить. Иногда встречается какой-то материал, как получилось с асфальтом в серии "Серое. Цветное. Чужое. Родное.", который сам по себе уже что-то выражает, а его форма или фактура к чему-то отсылают. Наш плохой асфальт уже может служить некой метафорой. Но, мне очень хочется поработать с новыми медиа – с 3D графикой и с компьютерными играми, с флэш-анимацией.
Из серии "Серое. Цветное. Чужое. Родное". Асфальт, акрил, мусор. 2014.
Н.А. Твои работы ироничны. Расскажи, есть ли порог иронии в твоем творчестве... вдруг возникнет яркое решение, но, к примеру, оскорбительное в отношении кого-то, чего-то, ты возьмешься за такой образ?
П.И. Да, и выставлюсь под псевдонимом (смеется). С одной стороны есть внутренние критерии отбора, есть рамки этические, есть еще и уголовный кодекс. Я стараюсь думать, насколько и для кого та или иная работа может быть оскорбительна, и стараюсь придумать сразу ответ на претензии. В принципе, оскорбиться можно на что угодно. Если на это ориентироваться, не стоит вообще ничего делать, потому что тут нет иного выхода. Если знать, что ответить, то пусть оскорбляется, если хочет. Что поделать, если человек такой ранимый. Но, есть всё же вещи, которые не стоит трогать, не стоит высмеивать "детей" с их ценностями, особенно если это "дети" с полным рюкзаком гранат. Хотя мы в принципе все дети.
Н.А. В своих проектах ты субъективен или объективен?
П.И. Мне кажется, объективным вообще невозможно быть, посмотреть на все со стороны, не примешивая личного, мне кажется, это невозможно, у меня точно не получается, потому что, так или иначе, мы все пропускаем через себя, через какие-то личные фильтры своего опыта и переживаний. Конечно, когда я что-то изучаю или что-то делаю, стараюсь рассматривать несколько противоположных точек зрений, но все равно выбираю то, что мне ближе. Так что, высказывая свою точку зрения по какому-то вопросу, какой-то проблеме, все равно, это получается моя точка зрения.
Н.А. В твоих работах, нередко, в центре внимания произведения признанных мастеров, академические образы модернизма. Что для тебя значат оригиналы используемых произведений?
П.И. Да, я тоже заметил, что у меня уже достаточно скопилось серий на основе работ признанных мастеров. Я к этому обращаюсь, скорее всего, из-за того, что в представлении зрителя вообще и российского зрителя в частности, работы признанных мастеров это уже непререкаемые шедевры, а их авторы - непоколебимые авторитеты. Всегда идет спор между теми зрителями, кто признает современное искусство за искусство, и кто не признает его. Я беру в основном те работы, которые признают все, которые уже в музеях. Может потому, что у меня бэкграунд из истории искусства в художественной школе и институте. Все эти работы уже лежат в подсознании. Когда тебе в школе что-то вдалбливают и говорят, что это хорошо ты все равно берешь ручку и начинаешь что-то подрисовывать, чтобы это стало не так хорошо. Это настолько идеально, что оно требует, чтобы его испортили. Это конечно так по-детски, потому что когда тебе говорят, вот это идеал, а то, что ты делаешь, уже не может быть идеальным, и ты никак не можешь приблизиться к этим мастерам и шедеврам, так как вокруг них защитный ореол, аура, созданная за века. Все кругом тебе говорят, что это шедевры: родители, учителя, каждый художественный альбом. Но, тот же Марсель Дюшан подрисовывал Джоконде усики с бородой, он сделал это вроде как в шутку, а сейчас это уже тоже признанный шедевр, и работа занимает свое место в истории искусства. Вот и я паразитирую на истории искусств, в надежде, что тоже создаю искусство. Так или иначе, я стараюсь рассматривать все эти произведения в современном контексте, смотрю, как они выглядят сегодня, со всеми нашими телевидениями и интернетами.
Из серии "Наведение Порядка". Бумага, маркер. 2014.
А. Х. Мне кажется, это возвращает нас к вопросу об имени. Вот эта непререкаемость авторитетов – это имя, которое уже в веках осталось. А ты, получается, осознано не хочешь делать себе имя. Для тебя главнее процесс, не результат?
П.И. Ну да. Хотя, важны и процесс, и результат, но результат не такой эфемерный как имя. Результат виден, так или иначе, а имя - это просто набор звуков.
А. Х. Ты сказал, что ты не хочешь заработать себе имя, выработать какой-то один стиль. К чему ты вообще стремишься как художник? Есть же, как мне кажется, у каждого художника какая-то цель, которую он себе представляет. Ты можешь для себя ее сформулировать?
П. И. Я размышлял по поводу того, чем я занимаюсь, что для меня художественная деятельность и искусство, и пришел к выводу, что это для меня такой способ общения с миром, с людьми в первую очередь. Поэтому зритель важен, потому что я с ним разговариваю. В жизни, мне не очень просто общаться с людьми на бытовом уровне, это сложный процесс для меня, а с помощью искусства я пытаюсь наладить некий контакт, высказать свою точку зрения, не вербально, а изобразительным языком. Мне так проще. Чего я добиваюсь? Я добиваюсь налаживания такого общения. Важно ли имя для такого общения? По-моему нет. Все равно, что вы будете общаться с человеком, но не будете знать, кто он. Вы общаетесь просто потому, что нашлись какие-то общие интересы, вам интересен собеседник. Потом вы можете узнать, что это кто-то известный в каких-то определённых кругах или же вы сразу знаете, с кем вы общаетесь. Тогда процесс общения будет совсем другой, и складываться он будет иначе. Возможно, общаться будет даже сложнее, чем когда не знаком с собеседником.
"У меня закончились патроны". Медиаинсталляция. 2012.
А. Х. Да, но получается, мы все равно ходим вокруг одной и той же темы, потому что имя – это финансирование, а молодой художник без финансирования это сложно.
Н.А. Поэтому и вопрос: возможна ли для художника свобода от денег?
П. И. Я не верю просто, что для молодого художника, по крайней мере, в нашей стране, имя может принести какие-то вменяемые деньги. Я не знаю, кто продается и как. Я вот в Facebook читаю художников и критиков, которые постоянно говорят, что ничего не продается - рынка нет, денег нет. Поэтому думать о том, что я сейчас начну выставляться под определенным именем, и сразу же мои работы начнут продаваться, я в это не верю.
Н. А. Были ли художники в твоей семье или ты первый?
П. И. Я первый такой изгой. В семье хотели, чтобы я был архитектором-дизайнером. Может и до сих пор хотят.
А.Х. Творческие планы на ближайшее будущее.
П. И. В ближайших планах стоит выставка в галерее Беляево в рамках программы "Дебют" от ММСИ. До конца мая нужно всё сделать. Ну и мировое господство, конечно.
Интервью подготовили: Наталья Александер и Аля Хестанти
Фотографии предоставлены автором