Память и повседневные объекты как способ поговорить о будущем

Один из самых интересных трендов в современном искусстве, который присутствует с нами, правда, уже много лет, это осмысление будущего через личные воспоминания или коллективную память. Мы все давно уяснили, что история идет по спирали, и мы часто видим повторяющиеся события или инновации, похожие на предметы из прошлого.

Автор: Александр Бланарь, куратор, журналист и директор галереи Serene

Екатерина Вагурина в своем творчестве много говорит об идентичности человека, памяти в целом, смотрит на жизнь через призму личных воспоминаний. Имея большой опыт в работе с предметами дизайна, как художник Екатерина часто обращается к повседневным предметам, интерпретируя их возможное будущее.

Яркий пример – работа Please wait to be built / «Пожалуйста, подождите, пока вас создадут», представленная Екатериной на коллективной выставке в рамках первого фестиваля современного искусства RAMA, организованного в Белграде. В течение декабря 2024 года и января 2025 года зрители могли увидеть работы художников из разных стран, которые сейчас проживают в Сербии или отражают город и мысли о нем в своем творчестве. Темой первой выставки фестиваля стало «Крупный план. Отражение. Белград».

Коллажные работы Екатерины Вагуриной «Пожалуйста, подождите, пока вас создадут» содержали в себе изображения уличных объектов на стыке архитектуры и искусства, которые могли бы появиться на улицах Белграда. Вдохновением стали реальные объекты, которые в течение двух лет Екатерина видела на улицах Белграда и которые привлекали ее внимания. Для тех, кто постоянно проходит мимо и видит такие объекты на ежедневной основе, они превращаются в часть ландшафта, становятся незаметными. Для художника это становится возможностью поразмышлять о том, что с ними может стать в будущем. Находя в брутилизме города романтику и его главную привлекательность, Екатерина дополняет объекты через свое художественное видение и создает им будущее. Использую материалы о выставках и архитектуре для создания коллажа, Екатерина сплетает историю и будущее.

В какой-то момент я задаю себе вопрос, почему художница хочет переплести прошлое и будущее в своих работах, а не создать что-то новое с чистого листа? Можно ли назвать предложенные объекты ретро-футуризмом, если перед нами предметы из прошлого и художница фантазирует над их возможным будущем?

Один из возможных ответов – это то, что без изучения прошлого и без возможности опираться на уже созданные произведения, мы стремимся оказаться в ловушке повторения. И не только повторения смыслов и придумывания того, что уже было создано, но самое пугающее – повторения чужих ошибок.

В художественной практике органично пересекаются интерес и любовь к предметному дизайну и архитектуре, уважение к уже созданным объектам, а также размышлениям о том, что станет с этими предметами в будущем. Использование в коллажах имен известных архитекторов говорит нам о том, что художница не отрицает авторитеты прошлого, а прислушивается к ним и создает будущее, с уважением опираясь на прошлое.

На данном этапе развития истории и современного искусства такой творческий метод представляется самым правильным и актуальным. Хочется бережно относиться ко всему, что уже создано, но при этом не забывать смотреть в будущее и размышлять о том, как оно будет выглядеть. Не хочется рушить и отрицать, хочется впитывать и развивать.

И повседневные объекты, через которые Екатерина Вагурина создает свои произведения, становятся идеальными предметами для рассуждения. Они были с нами каждый день в прошлом, есть сейчас и будут в будущем.

Остается дождаться, когда они, наконец, будут созданы.