Памяти Михаила Одноралова

40 дней назад в Нью-Йорке не стало Михаила Одноралова - одного из активнейших организаторов неофициальных выставок в Москве во второй половине 1970-х годов и участника "бульдозерной выставки". ArtУзел попросил арт-критика Александра Панова и художника Виктора Скерсиса рассказать о том, каким Одноралов запомнился им.

22 января в Нью-Йорке умер художник Михаил Одноралов. Он родился 10 ноября 1944 года в московской богемной семье, где живопись и музыка были неотъемлемой частью домашней атмосферы. Ему посчастливилось обучаться у самого Роберта Фалька – художника, который связал русский авангард с советским неофициальным искусством в обход пресловутого соцреализма. Вся биография Одноралова предполагала успешную карьеру официального художника: обучение живописи в престижной Детской художественной школе на Красной Пресне, участие в официозных выставках Союза художников СССР чуть ли не с двадцатилетнего возраста, членство в МОСХе. Однако, Одноралов радикально меняет свою судьбу, связав ее с движением нон-конформистов. Он был одним из тех, кто организовывал знаменитую «Бульдозерную выставку» на пустыре в Беляево в 1974 году. Именно он в следующем году, в качестве компенсации за ее разгон, добился экспонирования подпольных художников в Доме культуры ВДНХ. Это была поразительная выставка: туда брали практически всех, а стены павильона были завешаны от пола до потолка, и это была принципиальная позиция Одноралова – дать свободу тем, кто ее хочет. Сам он выставил одно из гениальнейших произведений российского искусства XX века – собственное пальто с настоящей бутылкой кефира в кармане. Это был наш первый ответ американскому поп-арту, с непередаваемым местным акцентом. Выставкой на ВДНХ Одноралов не ограничился, его полуподвальная мастерская в центре Москвы стала одной из главных площадок для «квартирников», и там происходили не только показы необычной живописи, но и первые перформансы и акции вроде «Забега в сторону Иерусалима» группы «Гнездо». Одноралов был замечательным художником, чьи натюрморты сочетали метафизику Моранди и китч Раушенберга.

Когда несколько лет назад ретроспектива Одноралова проходила в Третьяковке и Русском музее, кураторы писали о пластических достоинствах картин художника. Они были правы, однако в истории русского искусства Михаил останется, прежде всего, его пламенным агитатором и пропагандистом, куратором и продюсером.  Последним проектом Одноралова была идея создать альтернативную историю отечественного искусства, которую составили бы те, кто выпал из канонических анналов – от старообрядческих иконописцев через крепостных художников до тех друзей по нон-конформистскому подполью, которые почему-то оказались забыты сегодняшними искусствоведами. В ответ на гуггенхаймовскую выставку «Россия!», живший в Америке Одноралов хотел устроить выставку «Россия – 2!», новую версию русского искусства. Он подключил к проекту отечественных искусствоведов нового поколения, и они живо откликнулись на эту безумную идею. Осуществиться ей не суждено. Хотя остались заметки Михаила Одноралова. И может быть…

Александр Панов.

Михаил Одноралов – один из немногих, кто действительно любил искусство. При этом любил он не просто законченное произведение, а сам процесс создания, он любил идеи, которые каким-то образом трансформировались и потом уже облекались в холсты или скульптуры. Удивительно, что, несмотря на свою живописную школу, он принимал наши способы выражения. Взять хоть нашу акцию «Гнездо»: мы сидели в гнезде и высиживали яйца-идеи. Он поразительно легко это принял. Вокруг него сплотились удивительные люди, на его квартирные выставки в мастерской на Остоженке приходили все. Сейчас почему-то все говорят, что буквально Кабаков создал это новое движение. Я не хочу оспаривать его влияния, однако в кабаковскую мастерскую можно было войти только со стуком, на цыпочках и только при условии, что ты его друг или тебя кто-то привел. К Одноралову же мог прийти любой, всякий мог найти поддержку и поучаствовать в каком-то действе.

Сейчас мы много говорим о свободе внешней, забывая о свободе внутренней. Михаил Одноралов обладал какой-то феноменальной легкостью и энергией. Он заражал своими идеями всех, кто находился рядом. Это видно даже по его идее проекта выставке в Гуггенхайме «Россия-2!» Ну кто бы еще мог такое придумать?!

Виктор Скерсис

Вечер памяти Михаила Одноралова пройдет в ГЦСИ 24 марта в 19:30.

 

М.Одноралов у О.Рабина. Фото О.Каплина из архива М.Одноралова предоставлено Медиатекой ГЦСИ (Москва).