Пейзаж Y

Текст: Светлана Журавлева

Фото: Влад Чиженков

26 июня в одном из пространств ЦТИ «Фабрика» открылась выставка "Пейзаж Y", куратором которой выступила молодая художница из Владивостока Анастасия Масловская. Проект показывается в рамках сотрудничества Ильмиры Болотян с «Фабрикой» - именно она, выиграв «Мастерские-2019», предложила вместо своей выставки показать кураторские проекты четырех своих студентов. "Пейзаж Y" – один из них.

Образ современного искусства мне видится как пространство, в которое включаются все присутствующие, в котором нет жесткого разделения на творца и зрителя, в котором все так или иначе участники... В опыте прежних поколений есть нечто похожее - люди украшали свои дома резными наличниками, украшали одежду и полотенца затейливыми вышивками - и это было пространство, ВНУТРИ которого они жили и с которым каждый день взаимодействовали. Сегодня у людей вновь есть возможность отображать, преломлять реальность самыми немыслимыми способами, благодаря современным технологиям, постоянно усовершенствующимся - и уже немало написано о том, как новые способы отображения реальности меняют восприятие этой реальности (скорость распространения информации, бóльшая доступность разных технических средств) - и в конечном итоге, могут менять саму реальность.

Нынешняя выставка в ЦТИ, как мне кажется, тоже находится в этом русле, но в центре ее внимания особый объект - это пейзаж. Окружающая реальность сама по себе, как она есть. Да, пейзаж не обязательно должен отображать природу - это может быть и город, и другие творения рук человеческих. Но именно теме природы, взаимодействия с природой, притяжения и отталкивания, отрицания и поиска - во многом посвящена эта выставка.

"Поколение Y развивается в эпоху технического прогресса и информатизации. В связи с этим глобально меняется мышление и восприятие, возникает вопрос замещения потребности в природе и поиска способов её перевода в виртуальное пространство. Природная естественность стала желанным деликатесом в мире информационной перегруженности, приобрела оттенок элитарности, ассоциируемой с возможностью качественного отдыха. Поколение Y развивается в эпоху стремительной цифровизации ойкумены, возникновения параллельной реальности. В связи с подобными ментальными изменениями возникает и вопрос возможности замещения потребности в природе на альтернативные преимущества виртуального пространства".

Интерактивный проект Марии Грушиной "Совместный пленер" 

Что же стояло за этими загадочными словами? 

При движении по выставке иногда - возникало ощущение карнавала, иногда - воплотившегося сна... А иногда считывалось ощущение беспредельного одиночества человека - как перед лицом природы, так и перед лицом стремительно меняющегося мира в целом. Об этом для меня работы Василия Аникина, особенно "Сбербанк" и "Орбита". Угол городского здания с оранжевой эмблемой Сбера, зависший над ледяной пропастью (и зеленоватый снежный покров, затененный ночным светом, который добавляет холода в картину) - и такая же одинокая ель, укутанная толстенным снежным одеялам - да, она больше "своя" в этом пейзаже, но не менее одинока. Кто кого? "Человек, строя развитый удобный мир, все дальше уходит от природы и тоскует по ней, но по-настоящему жить как прежде мы не хотим и не можем" (из путеводителя по выставке).

А на соседней стене - работы Ольги Каретниковой: картины, получившиеся из случайных, "бракованных" фотокадров, наполовину скрытых цветными полосами; и эта случайность подсказала идею для новых образов. Такое вот сотворчество мастера, окружающего пейзажа, "забастовавшей" техники - и самого "случая" - или ткани жизни? 

Почему-то для меня в этих картинах тоже звучал мотив одиночества - может быть, дело в том, что на них отсутствовали люди? Но думаю, что дело не только в этом. Некоторые картины - изображали грустный осенний пейзаж в европейском городе, но другие - это заметки из путешествий по Африке или арабскому востоку, вроде бы очень "теплые", но тем не менее... Композиции этих картин весьма лаконичны: вот ярко-синяя "замочная скважина" в белой стене, в которой видны очертания восточной архитектуры; вот черные штрихи облетевшего дерева, будто вязь иероглифов на фоне пасмурного неба и остроконечных крыш - во всем этом для меня звучит тихая, тонкая мелодия одинокой человеческой души... 

Созвучным оказался видеоролик Саши Салминой "Что скользит мимо" (хотя из звуков там - приглушенные городские шумы, мотор автобуса...) Давно обращала внимание вот на этот эффект, когда в стекле движущегося автобуса отражается улица, "бегущая" назад, и в итоге видишь как бы два потока, "текущие" навстречу друг другу... Да и вообще очень часто ловлю себя на том, что какое-то сочетание окружающих предметов - вот эта ветка, этот дорожный знак, это движение воздуха, этот цвет неба здесь и сейчас - воспринимаются как единое произведение искусства, и как раз невозможно их "выхватить" ничем - ни фотоаппаратом, ни видеокамерой: при этом сохраняется и передается лишь маленькая часть увиденного. Саше Салминой здесь удалось передать гораздо больше, и мне было очень радостно встретить "сестру по разуму" в лице художницы.

Забавным показалось действо, когда все картины на одной из стен можно было увидеть только на экране своего смартфона, установив специальное приложение. Это проект "Плотность пустоты" Алексея Андреева, организующий "вход в дополненную реальность" через маркеры с помощью приложения Alchemy Ar, разработанного Михаилом Ершовым - тоже своеобразное сотворчество со зрителем. 

Проект Алексея Андреева "Плотность пустоты" 

Здесь были представлены работы Алексея Захарова, Алексея Андреева, Ольги Крохичевой, Сергея Колесова, Артема Чебохи, Андрея Сурнова, Тараса Пащенко.

Особо хочу рассказать про перфоманс с двойным созданием пейзажа, в котором мог принять участие любой желающий. Однако завершала эту работу, придавала ей форму - все же профессиональная художница, Екатерина Иосилевич.

Для начала на небольшой доске, покрытой белой текстильной "липучкой", всем желающим было предложено создать любую композицию из разноцветных войлочных обрезков. Кусочки можно было резать, заплетать в причудливые фигуры и т.п. Мне сначала доска показалась маловатой для такого богатого материала и такого количества участников. Однако далеко не все гости выставки заинтересовались "аттракционом", и в итоге места и материала хватило на всех. Первые шаги "творцов" были не очень решительными - на доску просто прицепляли имеющиеся кусочки; тем более, что ножницы были только одни (потом принесли еще одни). Потом кому-то пришло в голову завязывать цветные ленты в бантики. Так как места было немного, естественным было нарезáть все более мелкие детали. Но вдруг оказалось, что безобидные бантики обладают заметной силой - они стали жутко раздражать одну из посетительниц выставки, которая усиленно призывала своего спутника их уничтожить. "Бантики убери, бантики, зачем они здесь! Это же пейзаж! Убери всю эту мелочь пузатую!" "Не бойтесь разрушать, уничтожать чужое!" - это уже ко всем. В принципе, это не было запрещено правилами, но до сих пор никому не приходило в голову - дама-воительница оказалась первой с подобными призывами. И за несколько минут до конца отведенного времени она смелым движением убрала с доски бóльшую часть мелких деталей, в том числе столь ненавистные ей бантики (ее спутник на разрушения так и не решился) и перекрыла будущий пейзаж несколькими крупными элементами - что тоже, наверное, имело свой смысл. Битва с бантиками оказалась нешуточной - эх, все бы битвы в мире ограничивались белым полем формата А3 из липучек и разноцветных тканей. (Никто из "воюющих" тем не менее друг на друга не "наезжал", на личности не переходил, это соблюдалось четко - все "выяснения отношений" происходили только с тканевыми фигурками на доске). И вот отведенное время закончилось, и Екатерина взялась за кисти и масляные краски. Следить за процессом оказалось очень увлекательным - но и весьма утомительным, как я поняла некоторое время спустя. Пытаться увидеть вслед за художницей осмысленный сюжет, рождающийся из чисто абстрактной картинки: вот красный войлочный прямоугольник на холсте становится многоэтажным зданием с белыми окнами, а темно-фиолетовый - грузовой машиной, потом белые окна исчезают - оказалось серьезной работой для мозгов! Особенно, когда уже ближе к концу художница медленно и вдумчиво дополняла почти готовый рисунок отдельными мелкими мазками - процесс казался бесконечным. 

Наконец, Екатерина сказала "всё" - и подняв картину, по очереди приложила ее к нескольким свободным местам на стенах в зале: как она объяснила в самом начале, в ходе своей работы по оформлению помещения дизайнер берет в руки картину, прикладывает ее к возможному месту размещения, его фотографируют - и потом его фигуру удаляют с фотографии при помощи той или иной графической программы, чтобы увидеть работу в интерьере и выбрать подходящий вариант. Творец исчезает, творение остается.

Участники выставки: Ольга Орната, Василий Аникин, Владимир Могилевский, Ольга Каретникова, Женя Шарвина, Мария Грушина, Анастасия Масловская, Лиза Неклесса, Саша Салман, Екатерина Ашиткова, Екатерина Тихонова, Мария Томасевич, Алексей Андреев, Алексей Захаров, Артём Чебоха, Сергей Колесов, Ольга Крохичева, Тарас Пащенко, Андрей Сурнов. 

Выставка открыта до 4 июля 2019 года. 

Мария Томасевич, танцевальный перформанс "Стихия зелёного"