Поиск себя в ушедшей эпохе: "Гербарий" в PENNLAB Gallery

На месте московской типографии галерея PENNLAB Gallery создала пространство для выставки работ фотографов. С 25 февраля открыт выставочный проект «Гербарий», где молодые фотографы представляют свой взгляд на современность, нашу связь с прошлым и поиски идентичности.

Текст и фотографии: Мария Бойко 

Тема общего прошлого проходит нитью через представленные на выставке работы. Поиск себя в ушедшей эпохе – такой взгляд на проблему самоидентификации предлагают Даша Трофимова, Анна Мирошниченко и Дарья Назарова. 

«Лимб»

Коллективная память – это то, что формирует поколение, причем отдавать себе в этом отчет очень сложно, когда объект равен субъекту, а взгляд со стороны практически невозможен. Этот взгляд со стороны стремится представить серия «Лимб» Даши Трофимовой. Промежуточное состояние между прошлым, настоящим, будущим – сложно даже определить, между какими двумя из этих трех переменных мы находимся сейчас – Даша Трофимова отражает в атрибутах той самой квартиры, которая знакома всем нам. 

Даша Трофимова, «Лимб»

Нет, это не одна определенная квартира. Это скорее собирательный образ жилища, который видишь на фотографиях мам, пап, дедушек, бабушек и всех остальных пользователей той мебели, декора и прочих собирателей пыли. Кому-то от них жалко избавляться, чьи-то мгновенно оказываются на помойке, как только отвернется старший член семьи. Другие же знают нынешнюю популярность советских атрибутов и видят в них потенциал, но об этом расскажет серией «Алоэ» Дарья Назарова, о чем позже. Предметы, собранные вместе и представляющие что-то вроде советского монстра доктора Франкенштейна, ярко передают интерьер ушедшей эпохи и мгновенно считываются. И при этом они умудряются не передать собой ничего содержательного – это вышедшие из обихода бесполезные части бабушкиной квартиры. Возможно, так и выглядит представление о прошлом постсоветского человека. 

Важно то, что нельзя дать изображенным вещам обмануть себя – они не выступают как неделимый образ, ведь помещенные рядом на фотографии они пришли из разных десятилетий, разных периодов развития «предыдущей» страны, принесены в дом совершенно разными людьми – родными разных поколений, друзьями, гостями, что-то вовсе попало сюда из общественных пространств. Собранные вместе, каждая из них лишилась собственного смысла. Не это ли олицетворение навязываемого коллективизма через призму зрения Даши Трофимовой. 

Даша Трофимова, «Лимб»

«Комната»

Анна Мирошниченко ввела в тему памяти о прошлом более личную историю, ведь ее работы – это память авторки о своей бабушке. В то же время эта личная история вступает в противоречие с обезличиванием героя: Анна стирает лицо той, кто примеряет на себя оставшиеся от бабушки предметы. На стыке прошлого и будущего девушка на фотографии пытается определить себя, примеряя лишившиеся хозяйки старые вещи; одновременно с этим Анна Мирошниченко задается вопросом: что останется после тебя тогда, когда тебя не станет? Возможно, предыдущие поколения находили ответ на этот вопрос в бесконечном собирательстве и коллекционировании того, что было продемонстрировано на фотографиях Даши Трофимовой. А что вместо этого придумаем мы? 

Анна Мирошниченко, «Комната»

Снимки были сделаны в комнате бабушки, в которой потом расположилась сама Анна. Если верить в энергетику вещей, если у стен есть уши, то можно ли сказать, что стремление внучки заглянуть в суть вещей будет плодотворным, или же мы снова переоцениваем роль материального в повседневности? Кажется, фотографка не стремится навязать свое мнение по этому поводу и воздерживается от точных уверенных ответов: на вопрос о ценностях каждый должен ответить сам. Иначе почему еще на этих фотографиях у героини закрыто лицо или заклеены глаза. Это призыв обратиться внутрь себя, обратиться за навигацией к тому, что внутри, а не к оценочным суждениям. Это отказ от мнения о том, что познание возможно и доступно обладателю артефактов прошлого: нет, ответы на все вопросы придется искать в одиночку. 

Анна Мирошниченко, «Комната»

«Алоэ»

Дарья Назарова формирует новое пространство, такое, которое будет говорить в унисон с человеком, а не поперек его природы. На снимках – яркие контрастные цвета. Это все те же комнаты, но человек подчинил их своей воле. Предметы больше не задают сложных вопросов, они теперь призваны играть на руку их владельцу. Таков оптимистичный подход к обустраиванию того пространства, в котором ты вынужден существовать. И все же декорации не сменились – это все те далекие от минимализма склады переживания синдрома дефицита, о котором в серии «Комната» высказывалась Аня Мирошниченко. Однако тяга к воспроизведению в них своего отражения новым поколением изменила смысл этих декораций. Теперь они выполняют свою функцию – оттенять яркость жизни и добавлять контраста, а не отягощать ее. Проект «Алоэ» – сочетание личного пространства с публичным, где каждый может почувствовать себя в красивой сказке. 

Дарья Назарова, «Алоэ», Гостиная Алоэ

От героини Анны Мирошниченко, задававшейся вопросами об идентичности и связи прошлого и будущего, совершается переход к смирению со своим подвешенным в неизвестности состоянием. И яркие цвета – сигнал к тому, что в этом состоянии множество плюсов. Находясь вне эпох, вне границ и условностей каждый призван создавать свои вселенные. Вселенная «Алоэ» и спрашивает: «Кто нормальный?». Вопрос справедлив, ведь, определив некоторое состояние общества как прошлое, прошедшее, мы автоматически утверждаем устарелость его норм. И если мы действительно находимся сейчас между переменными Настоящее и Будущее во вселенной «Алоэ», то будет интересно узнать, какую роль для нас сыграет Прошлое. 

Дарья Назарова, «Алоэ», «Трусы на колготках»

Выставочный проект «Гербарий» включает работы фотографов, которые задают направление дальнейшей деятельности PENNLAB Gallery. Взглянуть на начальную точку этого пути можно по адресу: Бумажный проезд, дом 14, строение 2. 

Сайт галереи по ссылке.

Даша Трофимова, «Лимб»