Полина Майер «Обращение к себе»: визуальный дневник

4 ноября в 3120 Gallery состоялось открытие персональной выставки художницы Полины Майер «Обращение к себе». Живописные, графические и цифровые работы приглашают зрителя в путешествие по мгновениям: мимолетным, волнующим, неповторимым.

Текст: Ксения Квашнина

3120 Gallery – камерное пространство на Петроградской стороне (г. Санкт-Петербург). Основанная в 2021 году, галерея успела стать знаковым место встречи с современным искусством: не пафосным и далеким от зрителя, а, наоборот, душевным, понятным, актуальным. Проект Полины Майер не является исключением. 

Выставка «Обращение к себе» сменяет акценты внимания. На задний план уходит окружающий мир: непостоянный, непредсказуемый, тревожный. То, что снаружи, теряет свою значимость, зажимается в оконной раме и остается за спиной. Даже темный лес, цветущий луг, чарующий лунный свет зритель воспринимает глазами автора как неотъемлемую часть ее бытия. И в этом окружении продолжает путь, исследуя повороты головы, угловатые позы, сложенные ладони, закрытые глаза на автопортретах; несколько нарочитую конкретность в изображениях предметов; смену времен года, а еще таинство сна и простоту уединения. Все это – моменты. Краткие, но оттого еще более ценные.

Фрагмент экспозиции Полины Майер «Обращение к себе». Работы из серий «Осень». Фото: Наталья Рыбакина.

Ксения Квашнина поговорила с куратором Ярославой Миненковой о выставочных проектах 3120 Gallery, творчестве Полины Майер и важности обращений к себе.

Три последних проекта 3120 Gallery (Настя Литецких, Ольга Батыршина, Полина Майер) представляют собой результат размышлений личного характера, наблюдений за миром внутренним и внешним. Это случайность или закономерность?

Да, действительно, получилось так, что в нашей галерее летом и осенью было представлено несколько персональных выставочных проектов — и хоть каждый и посвящен определенным размышлениям, касающимся внутреннего и внешнего, по инерциям и концепциям они совсем разные. Так или иначе каждый автор размышляет о том, что у него внутри и о том, что его окружает. У Полины получилась более личная, рефлексивная история — фиксация внутренних переживаний и воспоминаний, регистрация собственной жизни. Ольга Батыршина представила проект, основой которого стало, напротив, завороженное любование внешним миром, эстетикой современного города, окружающей повседневностью, его самодостаточностью. Настя Литецких, обращаясь к таким хрупким областям как воспоминания, размышления о прошлом, настоящем — не только личном, но и общем — затрагивает сразу несколько «миров», контекстов. Все эти проекты, конечно же, о некотором уединении, на мой взгляд, которое наталкивает на совершенно разные мысли. Так получилось случайно. Кстати, следующая выставка также будет персональной — это будет выставочный проект петербургской художницы Екатерины Ермолаевой.

Фрагмент экспозиции Насти Литецких «Цветы для голубого мирного неба». Предоставлено 3120 Gallery.

Расскажите о знакомстве с Полиной. Как родилась идея проекта «Обращение к себе»?

С Полиной мы познакомились весной этого года: я давно следила за ее работами и очень хотела сделать с ней проект. Живопись Полины очень многогранна, стилистически и технически, и выставка «Обращение к себе» отражает это как нельзя кстати. Сначала мы пригласили ее познакомиться, а потом стали обсуждать и проведение выставки в 3120 Gallery. Естественным образом сложилось так, что появился проект выставки, посвященной нескольким живописным периодам Полины и отражающий темы, с которыми автор работает в последнее время: фиксация окружающей жизни, повседневности, рефлексия и познание себя. Проект получился очень личный. С одной стороны, он отражает то, как менялся визуальный язык автора в разные периоды (всего в галерее представлено три серии — зима 2021, лето 2022 и осень 2022), с другой стороны, здесь имеет место также и фиксация внутренних метаморфоз и влияние этих перемен на технику и стиль. Эти поиски отражены в сериях, представленных в рамках экспозиции; каждый период сопровожден комментарием от художницы, раскрывающим его настроение и контекст. Сейчас, насколько я понимаю, реализовав этот проект, Полина хочет двигаться к новым темам, к образам мира внешнего. 

Фрагмент экспозиции Полины Майер «Обращение к себе». Работы из серий «Лето» и «Зима». Фото: Наталья Рыбакина.

В работах Полины зритель видит фрагменты жизни. Однако, в них нет никого, кроме художницы. Чем объяснить такое уединение?

В последнее время Полина работает с автопортретом — это, своего рода, исследование, в некотором смысле имеющее также и терапевтическое начало. Полина фиксирует внимание на том, что ее окружает: повседневность дает ей темы для работы, но ведь и повседневность зависит от нас самих — потому художница неизбежно возвращается, обращается к себе, к своим переживаниям, восприятиям, размышлениям. Возможно, в этом выражается некоторая потребность укрыться от переменчивого мира, остановиться, обдумать и осмыслить что-то, — и возможно это только в уединенном состоянии. Автор создает очень личный мир, и кажется, действительно, листаешь чьи-то записки — получается дневник, только визуальный. Полина наблюдает окружающую жизнь, исследует свое отношение к ней и воплощает это в искусстве.

Фрагмент экспозиции Полины Майер «Обращение к себе». Работы из серии «Лето», цифровая живопись. Фото: Наталья Рыбакина.

В проекте представлена цифровая графика. Помимо живописи, это еще одно направление работы художницы?

Да, Полина работает с цифровой живописью, и эта техника занимает не менее важное место в ее искусстве. Когда мы готовили проект, мы много разговаривали об обращении к этому медиуму: художнице не хотелось бы, чтобы эта техника воспринималась менее ценной, так как цифровая живопись очень трудоемкая и также требует творческих сил — не меньше, чем работа с реальными материалами. Специально к проекту мы реализовали эти работы в ограниченном тираже на архивной бумаге в технике литореалистик — выглядит очень насыщенно, с глубокими текстурой и цветом. Издалека эти произведения могут напоминать пастель, — но, если присмотреться, видно, какая это кропотливая, глубокая, необычная работа.

Работа Полины Майер «Без названия» из серии «Осень», цифровая живопись, 2022. Фото: Наталья Рыбакина.

Как вы считаете, в чем главный тезис «Обращения к себе»? 

На выставке создается ощущение, будто оказываешься в чьей-то комнате и начинаешь листать личный дневник — пространство становится интимным и, наблюдая за чьими-то размышлениями, волей-неволей начинаешь размышлять и обращаться к себе самому. Мне кажется, основная идея выставки в том, что каждому из нас необходимо иногда ставить на паузу состоящий из водоворота событий, новостей, шума окружающий мир, вспоминать о себе и о том, что дорого сердцу, размышлять о прошедшем и настоящем, фиксировать это и двигаться дальше.

Работа Полины Майер «Мольба», из серии «Лето», 2022. Фото: Наталья Рыбакина

Выставочный проект скоро завершается. Поделитесь, что ждет посетителей 3120 Gallery в дальнейшем?

На второй неделе декабря мы откроем новый проект — персональную выставку петербургской художницы Екатерины Ермолаевой. Работы Екатерины представляют разные, несвязанные между собой сюжеты, но имеют общую концепцию и обращают внимание на привычные глазу вещи, порой вызывающие равнодушие или иногда даже отвращение, такие как — склад старых ненужных атрибутов мебели на рынке, фрагмент запутанных проводов, обычный, ничем не примечательный, старый стеллаж и уборная комната. Концепция работ заключена в том, чтобы показать зрителю неравнодушие автора к привычным вещам, а также заставить взглянуть на примитивные сюжеты под другим углом или, как минимум, — заметить их. Художница, кстати, работает с цифровой живописью в том числе. Екатерина является участницей групповых и персональных выставок Венеции и Санкт-Петербурга, а также принимала участие в создании фильма Р. Линклейтера «Apollo 10 1/2: A Space Age Childhood» (Netflix), одной из серий сериала LOVE, DEATH + ROBOTS и концепт-арта для компьютерных игр Actvision.

Персональная выставка Полины Майер «Обращение к себе» проходит в 3120 Gallery с 4 ноября по 4 декабря 2022 г.
Адрес галереи: г. Санкт-Петербург, ул. Воскова, д. 31/20, сайт галереи
График работы: четверг-воскресенье, 14:00-20:00. Вход свободный!