Понятия не имею

С 25 мая 2016 года на базе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» создается единая государственная структура «по поддержке современного искусства». 

Об этом вчера сообщил Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. Возглавит ее руководитель «РОСИЗО» Сергей Перов. На самом деле произошло вот что: структурным подразделением «РОСИЗО» становится Государственный центр современного искусства, который теряет свою автономию, а его директор Михаил Миндлин увольняется. Якобы с повышением.

Как событие такого масштаба могло произойти внезапно – загадка. Мидлин о своем увольнении узнал поздно вечером накануне. Все представители региональных филиалов ГЦСИ узнали о слиянии буквально из новостной ленты вчерашним утром: ни Самару, ни Калининград, ни другие города не сочли нужным предупредить о смене руководства. Равно как и сообщить об их судьбе. «Увольнений не будет» - вот чем единственно обрадовал Минкульт.

После ухода (административного перемещения) ЗельфирыТрегуловой из «РОСИЗО» в Третьяковскую галерею, он вновь стал официозной постсоветской структурой без единого креативного человека в команде. И когда такой не очень разборчивый в эстетических суждениях монстр, как «РОСИЗО», проглатывает более-менее динамичную организацию под названием ГЦСИ, нам остается только проститься с Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге, с Ширяевской биеннале под Самарой, с SoundaroundKaliningrad и другими его качественными региональными проектами. «РОСИЗО», судя по истории его существования, не заинтересован в их развитии совсем. Сейчас у него появилась собственная амбициозная выставочная площадка – бывший павильон «Культура» на ВДНХ, где сейчас в рамках проекта «Всегда современное» висит все и сразу - от авангарда к советскому искусству, заканчивая актуальным. Винегрет и в голове кураторов, и в дизайне чудовищной экспозиции.

При слиянии собрания «РОСИЗО» с большой, старательно выстроенной коллекцией ГЦСИ последняя потеряется в серой массе советского живописно-скульптурного дерьма. Появится пыльная антресоль российского искусства, куда скинут без разбора Нахову, Коржева, Дубосарского и «всех остальных».  

Культурная общественность в социальных сетях встрепенулась: Елена Селина (директор галереи XL) пишет «Страшно за филиалы», Ольга Турчина (искусствовед) бранится, Юрий Альберт (художник) предлагает открыть «Дом-музей-заповедник современного декоративно-прикладного искусства новых технологий имени А. С. Пушкина», а другие пользователи с горя планируют объединить ГТГ с Русским Музеем, Пушкинский с Эрмитажем и вообще всех их вместе вывезти за 101-й километр вместе со всеми музейщиками. 

Новая структура, как говорит нам пресс-релиз «РОСИЗО», будет заниматься поддержкой современного искусства России и презентацией его за рубежом. Министр культуры отмечает, что у «РОСИЗО» и ГЦСИ сходные задачи, и что именно поэтому логично было создать единый центр поддержки современного искусства. 

Но данная система поддержки откровенно опасна. И если культурная общественность не всегда была на стороне ГЦСИ, и если с этой аббревиатурой в 2016-ом ассоциируется скандал с Петром Павленским и премией «Инновация» (с судьбой которой тоже пока ничего не понятно), то, на наш взгляд, ГЦСИ получил ответный удар. «От кармы не уйдешь, - говорит арт-критик Федор Ромер. – Михаил Миндлин прогнулся перед Левиафаном власти, исключив работу Павленского из шорт-листа «Инновации», уверенный в собственном могуществе. Крупная рыба оказалась мальком, которого благополучно съели на завтрак». 

А что касается назначения Миндлина заместителем министра культуры (такие слухи ходят, и корни у них, безусловно, есть), то текучка кадров в Минкульте настолько велика, что замминистра культуры всея Руси в мгновение может оказаться рядовым заведующим библиотекой в глубокой провинции. 

Все сотрудники ГЦСИ восьми городов России поставлены в положение мягко говоря подвешенное, без официальных заявлений, без комментариев, без плана будущих действий.  Михаил Миндлин на вопрос TANR «что предшествовало решению о реорганизации РОСИЗО и ГЦСИ» ответил «Понятия не имею». И это главная фраза, описывающая данную ситуацию. 

 

Текст: Борис Ефимов