«Повзрослеть до конца – невозможно», рассказы художников о прощании с собой и детством
Майский воскресный день. На одном модном московском маркете современного искусства небывалый ажиотаж. Толпы людей фланируют от одного стенда к другому, а сами галеристы бурно обсуждают продажи первого рабочего дня. На рассказ одной галеристки о продажах, моя приятельница удивленно задает вопрос: «Выходит, что хорошо продаются милые графические, немного детские работы с аппликациями из вырезанных человечков?» выходит, что так. Дети в телах взрослых покупают милые, немного наивные работы, чтобы поместить их в свои квартиры в отнюдь не самом милом городе.
Текст: Анастасия Казакова
Фото: РГБМ
16 мая в стенах РГБМ открылась выставка «Я не хочу взрослеть», во многом продолжающая мои размышления последних недель. Выставка стала попыткой объяснить, почему мы хотим сохранить в себе детство и как происходит переход во взрослую жизнь.
Для кураторов Анатолия Кодинцева и Даниила Левитеса - это очень личная история. Выставка является реакцией на спор со старшим поколением о ценностях и выборе молодых людей, о возможности быть взрослым.
Надежда Лихогруд. Из серии «Детские 90-е. Дом и двор»
Личные истории продолжаются в работе Виктора Жданова «Меня здесь никогда не было». Воспоминания из детства окутаны туманом. Полупрозрачные образы из семейного альбома рассказывают нам о мальчике, с которым художник уже давно не ассоциирует себя.
«Меня здесь никогда не было»
Такой разрыв с прошлым прослеживается и в работе «Домовина» Анны Кондратьевой. Объект Анны - это улей, мутировавший из деревянной и утилитарной вещи в хрупкую инсталляцию. «Домовина» — это проект о поиске дома и разрушении идеальных представлений об этом месте. Работа основана на истории семьи художницы, в которой чувство хрупкости и утраты дома передается через поколения, от прадеда, пережившего во время коллективизации потерю любимого дела — пасеки.
«Домовина»
О травмирующих опытах взросления рассказывается в работах Димы Давлечина и Давида Хугаева. Это может быть встреча с собственным одиночеством или первое осознание смертности живых существ.
Дима Давлечин «Под ногами»
Давид Хугаев. Триптих «Инициация»
Вопрос о процессе становления личности характерен для всех эпох.
К традиции инициации обращается Никита Клён. Для работы «Зайчик солнечный» художник изучал обряды перехода мальчиков из статуса ребенка в статус молодого человека.
Работа состоит из трех историй мужских обрядов и инициаций. В основе первого сюжета — история военного Джорджа Хэнда его опыт сопротивления традиции дедовщины в день рождения. Второй ритуал —это «Муравьиная перчатка», который практикуют народ Сатере глубоко в Амазонии. Третий сюжет рассказывает про «Пострижины» - древний языческий обряд, соответствующий крещению у христиан, а также переходу от материнского воспитания к отцовскому.
«Зайчик солнечный»
Кураторы выставки сходятся на том, что взросление - это внутренний, подчас травмирующий, отделяющий нас от старого, процесс, длительность которого каждый из нас определяет для себя самостоятельно.
Екатерина Янова. III Видеодокументация фотокниги
Выставка «Я (не) хочу взрослеть» в РГБМ, малый зал до 15 июня 2022
Вход свободный. Возрастная категория 18+