Текст: Арина Романцевич
Фото: Борис Ефимов
17 марта в Центральном выставочном зале «Манеж» прошла церемония награждения лауреатов Ежегодной премии The Art Newspaper Russia, учреждённой в 2012 году Инной Баженовой, издателем одноимённой газеты об искусстве.
Вручение премии, - пожалуй, одно из самых ожидаемых событий в нашем арт-мире. Получить статуэтку в виде перекрещивающихся лондонского Биг-Бена и Спасской башни московского Кремля (автор – Сергей Шеховцов) мечтают даже значимые музеи и деятели искусства в России и за рубежом. Лауреаты премии определены по пяти номинациям, основанным на главных рубриках газеты: «Музей года», «Книга года», «Выставка года», «Реставрация года» и «Личный вклад».
Вечер начался коктейлем в 20:00, а через час гостей позвали в зал на само театрализованное мультимедийное шоу.
Пространство Манежа на этот раз было похоже на зал ожидания аэропорта: громкоговоритель предлагал всем пройти на свои места, привести спинки кресел в вертикальное положение и заканчивал неожиданным «Фото- и видео-съемка приветствуются». Открыла церемонию сама г-жа Баженова, вызвавшая на сцену своих подопечных во главе с главным редактором Миленой Орловой.
Далее из-за кулис выплыли «курлыкающие» существа, облаченные в костюмы, явно вдохновленные творчеством Андрея Бартенева. В светящихся розово-желтым костюмах в свете ультрафиолета одно из существ прокручивается в сторону книжного шкафа, берет одну из книг и декламирует: «Этот ангельский голос, этот нежный голос был бы противоестественным, если бы исходил из другого, не твоего тела.» Существа заявляют, что они впервые на Земле, подслушивают, что творится в головах тех, кто сидит в первых рядах (Милена Орлова, оказывается, вспоминала свое зеленое пальто), обсуждают несовершенство человеческой памяти, а потом двое из них выносят нам приговор:
- По-моему, музей – это самое бесполезное изобретение человечества
- Да, если ты считаешь красоту бесполезной
Соответственно, после этого премию вручают в номинации «Музей года». Ее получает музей «Гараж» в лице директора Антона Белова. В своей торжественной речи Антон хвалит не только всю команду музея, не только благодарит его основателя Дарью Жукову, но и неожиданно и очень трогательно вспоминает увольнение Натальи Самойленко с поста директора музея-заповедника «Царицыно», и от лица всего арт-сообщества говорит, что ее все поддерживают любят.
Шоу продолжилось видео-клипом, снятым в стенах «Гаража», где девушки-стюардессы рассказывают об устройстве пространства музея и о всех его преимуществах, в том числе проектах, связанных с работой с детьми разного возраста, людьми с психологическими расстройствами, о первой публичной библиотеке современного искусства, о масштабных ретроспективах, образовательных курсах и многом другом. Ни у кого не остается сомнений, что «Гараж» премию заслужил.
В номинации «Реставрация года» за вклад в теорию и практику реставрации побеждают коллективы Всероссийского центра им. И. Э. Грабаря и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, спасшие святыню домонгольского периода, икону «Богоматерь Боголюбская» XII века, которая годами защищала русский народ, но себя самостоятельно от разрушения спасти никак не могла. Благодаря современным технологиями и профессиональному труду реставраторов сейчас мы можем увидеть лик Богоматери таким, каким замыслил её неизвестный иконописец.
Приз за «Личный вклад» получила Стелла Кесаева – троекратный комиссар павильона России на венецианской биеннале и глава Stella Art Foundation. Отличным организаторским ходом было после вручения премии Стелле поставить на сцене видео, где улочки и площади Венеции и наш павильон плавно сменяют друг друга под живое исполнение композиции на саксофоне босым, одетым в простую белую рубаху Сергеем Летовым, а, главное, сопроводить это все аудио-записью оригинального чтения Иосифа Бродского его стихотворения, посвященного Венеции, так горячо любимой поэтом.
Ночь на Сан-Марко. Прохожий с мятым
лицом, сравнимым во тьме со снятым
с безымянного пальца кольцом, грызя
ноготь, смотрит, объят покоем,
в то "никуда", задержаться в коем
мысли можно, зрачку -- нельзя.
Снова возвращаются странные бартеневские существа с не менее странными диалогами. Кстати, потом оказалось, что тексты были построены на основании реальных строк из серии «Очерки визуальности» издательства «Новое литературное обозрение».
И «НЛО» (теперь улавливаешь связь с инопланетными существами) за свою серию получает статуэтку. С видеообращением выступает директор издательства Ирина Прохорова, а на сцену выходит Галина Ельшевская, бессменный редактор серии. Она говорит о том, что приятно, когда ты издаешь книгу, а ее потом кто-то читает.
И, конечно же, «Выставкой года» становится самая популярная, самая громкая и самая многострадальная экспозиция «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковке. По такому случаю на сцене разыграли живую очередь, озвученную диалогами вроде:
- Так это целый день стоять?
- Да тут подошли, которые отходили. Там много
- Вот отойдут, а потом подваливают
- Скажите, а вчера очередь такая же была?
- Почти
- А вы и вчера стояли?
- Стояла…
Церемония награждения победителей завершилась приятным и неожиданным решением – приглашением группы СБПЧ («Самое большое простое число») с их композицией «Жаль нельзя сказать короче», сопровождающей посетителей выставки Серова. Актеры на сцене бродили вдоль проекции «Девочки с персиками», а на фоне Кирилл Иванов (солист СБПЧ) пел:
Я тебя люблю –
Жаль нельзя сказать короче
Я тебя люблю –
Жаль нельзя
Действительно, церемонии легко можно признаться в любви, все было аккуратно и красиво, Татьяна Сахокия как всегда продемонстрировала свои гениальные организаторские способности, а Манеж как нельзя лучше подходил к концепции аэропорта.
Текст: Арина Романцевич
Фото: Борис Ефимов