Проект «Древо»: дихотомия человеческой памяти

Выставка «Древо» в петербургской библиотеке и арт-резиденции ШКАФ стала итогом масштабного погружения художников в мир генеалогического и дендрологического. Новая резиденция бережно и внимательно апеллирует к природному и родному, совмещая в оптике современных художников личную историю и растения.

В выставке резиденции очно и заочно приняли участие 23 художника. Завершить личное исследование презентацией работы не было обязательным условием, участники «Древа» создавали объекты при условии «если прорастет». И проросло у многих.

Текст: Екатерина Кулакова

Фото: предоставлены библиотекой и арт-резиденцией «ШКАФ»

Земля го(рода). Анастасия Арланцева. Фото: Екатерина Эделева

Объекты выставки сайт-специфично интегрируются почти во все пространства библиотеки ШКАФ: в книжные залы, холлы, лестницы, пробрались в медиаресурсы и кабинеты для индивидуальной работы.

Тонкую дихотомию создают инсталляции Алисы Алексеевой и Виктории Гуровой, которые экспонируются в Черном зале библиотеки, высвеченные одинокими лучами посреди кромешной тьмы они рассказывают об утрате и сохранении памяти.

«Угасающий цвет памяти» — композиция из четырех фоторабот, выполненных в технике антотипии, существуют для того, чтобы исчезнуть в процессе выставки. Особенность антотипии в том, что при воздействии света сок растений, которым сделана печать, испаряется и изображения теряют свою яркость и пропадают. Художница рассказывает нам историю об утраченном семейном архиве, который волей одной из ее бабушек был предан огню. И последующие поколения лишились возможности увидеть своих предков на фото. Автор находит изящную метафору вытеснения из памяти любимых лиц и делает посетителей выставки соучастниками этого забвения.

Угасающий цвет памяти. Милагрелия. Фотограф: Матвей Смирнов

Контрапунктом к работе Милагрелии располагается работа Алисы Алексеевой, она представляет собой стальную панцирную кровать, укрытую цветастым покрывалом, украшенную кружевным подзором, над кроватью располагаются пять текстильных полотен-коллажей с метафорическими изображениями, расшифровать которые можно с помощью зина и документальной звуковой партитуры, которую можно прослушать присев на кровать и надев наушники. «Неувядаемый свет» — это отсылка к красочному православному образу, на котором изображена Богородица с младенцем в окружении гирлянды из цветов. Этот образ художница связывает с фото из семейного архива, где одна из ее бабушек держит на руках своего сына. Текстильные работы символизируют нежные прозвища, связанные с цветами и деревьями, которое бабушка давала своим близким. Работа Алисы Алексеевой пропитана любовью и жизнелюбием, которые в судьбе ее героини оказались сильнее смерти.

Алиса Алексеева в своей инсталляции презентует сразу три медиума: аудио-документ, результат биографического исследования в виде зина и саму художественную работу, чем демонстрирует нам идеальный путь, которым мог пройти резидент Древа: от одного факта, через генеалогические поиски к созданию дистанции между своей личной историей и лирическим высказыванием, благодаря которой появляется универсальный образ и смысл.

Неувядаемый цвет. Алиса Алексеева. Фотограф: Матвей Смирнов

Так две инсталляции: одна об утрате памяти и образа предков, а другая о тонком переосмыслении яркого и неувядающего характера конкретного человека представляют нам два полярных сценария, которые могут воплотиться в каждом человеке.

О множественности сценариев человеческой личной и семейной истории говорят простые и изящные работы Маши Ивановой — серия коллажей «Так бывает». Здесь запечатлены мини-древа двенадцати интервьюируемых: шести взрослых  и шести детей. Художница обозначает ближайших родственников респондента (родителей, бабушек и пра-) белой полубусиной, черной полубусиной, или лакуной, вырванного с корнем картона, зашифровывая простые факты: жив-общаемся, умер, не общаемся. Двенадцать разных личных историй говорят о том, что «так бывает» и в самом причудливом сценарии жизни есть своя мудрость и красота.

 

 

Маша Иванова. Так бывает. Фотограф: Матвей Смирнов

 

Еще одной метафорической попыткой воспроизвести семейное древо и символично обозначить разные типы связей с близкими стала работа Варвары Панюшкиной «Сердцевина». Художница работает с самым очевидным для «Древа» материалом — поленьями, на каждом из них она воспроизводит либо известную ей фотографию из семейного архива, либо перекрывает кружевом фото, чье происхождение не известно, либо помещает в инсталляцию красные поленья, которые символизируют факты, которые еще предстоит узнать. Таким образова Варвара создает в выставочном зале «Форма» локальную рощу, блуждая в которой можно поискать ответы на вопросы о том, какие тайны скрыты в самой обычной семье.

 

 

Сердцевина. Варвара Панюшкина. Фотограф: Матвей Смирнов

В зале «Форма» мы встретим еще один арт-объект уже известной нам по «Угасающему цвету» Милагрелии (Виктория Гурова) — ее историю с утраченным архивом продолжает объект «Корни». Сочетая работу с природным материалом и искусственным интеллектом, художница разрабатывает универсальные образы потерянных родственников с помощью ИИ и наносит эти изображения на корень дерева, выжигая их, деликатно рифмуя эту технику с тем фактом, что архив когда-то был предан огню. В этой работе много оптимизма и созидательной энергии — художница будто восстанавливает свою целостность, сочиняя себе новую историю. Этот антидокументальный метод позволяет задуматься о том, что, возможно, человек —  это не только следствие его корней, но и плод собственных нарративов, придуманных, внедренных в жизнь и от этого не менее реальных, чем жившие когда-то до него неизвестные люди.

Корни. Миларгрелия. Фотограф: Екатерина Эделева

Анастасия Арланцева и Софья Меликова строят свои работы на мотиве поиска своего места в городе. Так фотохудожник Анастасия Арланцева в результате работы в резиденции нашла адреса своих предков в Петербурге и вписывает себя в карту, как ей изначально казалось, чужого города, открывая для себя новые и важные локации: от жилых домов до кладбищ. Визуальным воплощением ее пути становится деревянный объект «Земля го(рода)» за плашками которого скрываются фотографии тех самых мест, а соединяет их буквально единая нить. Личным артефактом исследовательского пути становится коллекция земли, взятой с попавших на «карту» мест.

Земля го(рода). Анастасия Арланцева. Фото: Екатерина Эделева

Софья Меликова в иммерсивной инсталляции «Станция Сортировочная», которая разместилась в «Кабинете бездельника» расскажет о чувстве собственной уместности, которое может возникать рядом с самыми неожиданными людьми. Так Софья погружает нас в мир спонтанного блошиного рынка. Многослойность окружения в инсталляции намекает на несколько слоев памяти, несколько временных эпох, к которым относятся вещи и люди, попавшие на блошиный рынок. Артефакты с рынка, аудио с голосами обитателей Станции Сортировочной и макросъемка бактериальной среды, взятой из сточных вод рынка возникает контрапунктом к внутреннему ощущению художницы.

Станция сортировочная. София Меликова. Фотограф: Екатерина Эделева

Резиденты Древа за несколько месяцев культурной программы совершили большое автоэтнографическое путешествие, результатами работы резиденции стали не только арт-объекты и инсталляции, но и большое количество зинов, которые часто воспроизводят архивные формы и стремяться стать коллекцией документов по тому или иному вопросу. В коллекции Древа есть и литературный автофикшн-зин «Линия сердца» Елизаветы Губиной, выход за границы визуального искусства в сторону литературного подчеркивает междисциплинарную открытость резиденции Древа.

Зона зинов и книг художника. Фотограф: Екатерина Эделева

Удачным экспозиционным решением стало размещение всех текстильных объектов выставки в отдельном зале Диалог. Стены зала задрапированы тканью, а работы художниц размещены на бельевых веревках в перемешку с архивными кружевными и вышитыми полотнами. Пожалуй, одно из самых светлых и ностальгических чувств возникает именно в этот стилизованном бабушкином дворе.

Текстильный зал. Фотограф: Матвей Смирнов

«В теме семьи не бывает банального, бывает простое, а значит — понятное всем» сказала куратор выставки Анастасия Сергеева в рамках одной из экскурсий. Эти слова очень точно описывают всю вставку «Древо» в сонме личных историй резидентов неизменно слышить что-то про себя и про свою семью.


 

Выставка "Древо" будет работать до 21 июля

Библиотека и арт-резиденция «Шкаф» находится по адресу

Санкт-Петербург, ул. Маршала Тухачевского, 31 Б

вт - вс 11:00 - 19:00

Последний рабочий день месяца - санитарный день.