Против правил и вопреки времени: Александр Соколов и его проект «Ручная кладь»
В то время как политическая карта мира расщепляется новыми барьерами, некоторые художники открывают свои персональные выставки одновременно в трёх разных странах благодаря своей смелости, смекалке и художественной точности своего искусства. В июне 2023 года в Мексике, Италии и России одновременно прошли открытия трёх выставок Александра Соколова, которые ознаменовали начало цикла проектов под общим названием «Ручная кладь». Сразу хочется как-то охарактеризовать идею автора и основные темы проекта, но это было бы неверно, потому что ключевая идея этих выставок — это открытость к разным интерпретациям и семантическая изменчивость одних и тех же произведений в разных контекстах.
Текст: Александр А. Бурганов, историк искусства, культуролог, куратор
Александр Соколов и его скульптура «50:1», Винзавод, Москва 2021
Александр Соколов международный художник родом из России, который через живопись, инсталляции и цифровое искусство обращается к феномену игр и культурной полифонии, вдохновляясь исследованиями Михаила Бахтина, Йохана Хёйзенги и Роже Кайуа. Он был участником основных программ Вроцлавской и Карельской биеннале, его работы экспонировались на выставках в Московском музее современного искусства, Музее Вадима Сидура, на Винзаводе, Фабрике, а также во время различных фестивалей, таких как Ars Electronica Festival, CHEAP festival, Intervals и др. Параллельно с выставочной деятельность он занимается уличным искусством, создавая городские интервенции в России, Европе и Азии.
Александр создаёт свои работы исследуя игры и манипулируя их составляющими. С его точки зрения игры — это инструмент разрешения хитросплетений, внутреннего напряжения и внешней конфликтности культур. Характеризуя свое искусство, он говорит: «В моем детстве в 1990-е годы доминировала эстетика хип-хопа, манги и видеоигр. В этой визуальной культуре происходит смешение этнических, индустриальных и фантастических мотивов».
Проект «Ручная кладь» перед транспортировкой, аэропорт Шереметьво, 2023
Концепция проекта «Ручная кладь» заключается в том, что кураторы, не общаясь друг с другом, собирают из одинаковых комплектов произведений самостоятельные выставки, которые проходят одновременно. Художник наполнил три чемодана идентичными коллекциями работ и передал эти чемоданы трём кураторам. Первый был передан куратору в Москву. Второй чемодан через Aрмению и Коста-Рику отправился в Мехико. Третий чемодан так же через Армению отправился в Милан, а оттуда во Флоренцию. К чемоданам не прилагалось плана выставки или каких-либо указаний на размещение предметов. Кураторам предлагалось распаковать чемоданы, после чего их выбор расположения предметов становится художественным актом, создающим новую уникальную экспозицию в каждом отдельном случае. В этой ситуации предметы в чемоданах похожи на слова, и каждый куратор создает новые предложения, расставляя их в новом порядке. Проект «Ручная кладь» — это дань уважения двум важным художественным работам — «Коробке в чемодане» Дюшана и «Year Box» группы Флюксус. А кроме того, напоминает проект «Do it» Ханса Ульриха-Обриста. Но проект Соколова является оммажем только по форме, поскольку это не просто повторение идеи персонального музея или свободной кураторской реинтерпретации, но и актуальное размышление о возможных стратегиях культурного диалога в эпоху нового кочевничества.
Подбирая работы для чемодана, художник старался найти баланс между репрезентацией уличных работ, физических работ, представленных на выставках и цифровых работ, а также продемонстрировать, как образы и идеи в его творчестве переходили из стрит-арт в галерейный формат, а затем в цифровое искусство. Поскольку комплектация чемодана осуществилась по принципу ретроспективы, художник отталкивался от списка значимых работ из своей практики. Затем для каждой из работ подбиралась форма, которая позволила бы упаковать произведение в чемодан, не потеряв содержания и ощущения от него. Таким образом некоторые работы остались без изменений, например «Базовая единица» и «Персональная маска художника». Другие работы были уменьшены, как например «Блуждающие боги» (изначальный размер которой составлял 4 на 2 метра, но для чемодана был создан уменьшенный ее вариант 1 на 0,5 метра), или получили новые носители, например живопись была репродуцирована на ткани. Некоторые работы были созданы специально для выставки и это были работы о работах, как например работа «1:22» отсылает к скульптуре «50:1». Кроме того, автор добавил в чемоданы совершенно новую работу «Шахматный набор «Монохром».
Выставка «Ручная кладь», выставочное пространство центра ЗИЛ, Москва, 2023
Первый чемодан был передан в Москве Михаилу Сапунову, который имеет образование режиссера кино и телевидения и более десяти лет проработал в киноиндустрии. Однако увлечение фотографией и современным искусством привело Михаила на новый путь и с 2019 года он взял на себя роль куратора выставочных проектов и стал хранителем истории Культурного центра ЗИЛ.
Выставка «Ручная кладь», выставочное пространство центра ЗИЛ, Москва, 2023
Выставка прошла в выставочном пространстве центра ЗИЛ, в классическом памятнике конструктивизма, построенным в качестве одного из первых в Москве рабочих Дворцов культуры и сохранившим до сегодняшнего дня свое первоначальное предназначение. Выставочное пространство Культурного центра ЗИЛ состоит из основного зала с колоннами и окнами от пола до потолка, и темных мастерских со сложной планировкой. Под каждую выставку, перформанс или мероприятие кураторы выставочного зала полностью меняют пространство с помощью подвесных и напольных конструкций.
Выставка «Ручная кладь», выставочное пространство центра ЗИЛ, Москва, 2023
Первая сложность, с которой столкнулся Михаил Сапунов при работе с проектом Соколова — это избыточное пространство выставочного зала (212 квадратных метров и высота потолка 5,5 метра) для экспонирования содержимого, которое помещается в чемодан. По этой причине внутри выставочного зала возвели для экспозиции отдельное П-образное помещение, видимое сразу от входа. У выстроенного компартмента были черные боковые стены и белая дальняя стена с черным чемоданом в центре. Отправной точкой для выбора цветового оформления было сочетание черного и белого — как на шахматной доске. На правой стене располагалась работа «Карнавал/Маскарад», напечатанная на ткани, за ней была стеклянная витрина с миниатюрными работами. Над ними на стене была прикреплена карта из работы «Блуждающие боги». На двух экранах демонстрировались трансляции из других галерей. На противоположной стене демонстрировались видеоработы. На подиумах располагались раскрашенные холщовые маски. Посередине выстроенного кабинета располагалась лавка, которая, с одной стороны, была элементом заботы о зрителе, поскольку в экспозицию включались видео общим хронометражем 17 минут. Но кроме того на той же лавке располагалась работа шахматный набор «монохром», в котором все поля и все фигуры окрашены в белый цвет. Шахматы на лавке стали центром экспозиции и смотрелись, как приглашение к игре. Это превращало посетителя, сидящего на лавке рядом с шахматной доской, из просто зрителя, в часть художественного строя выставки.
Выставка «Ручная кладь», галерея «A60 Contemporary Art Space», Флоренция, 2023
Второй чемодан отправился во Флоренцию в руки Пэнгпэнг Вонгу главному редактору ежегодника современного искусства «Китай-Италия», амбасадору 17-й Международной художественной премии Arte Laguna в Венеции и директору проекта A60 International Art. С 2011 года Пэнгпэнг Вонг спланировал, организовал и принял участие в более чем ста художественных мероприятиях, выставках и конкурсах в разных странах и городах.
Выставка «Ручная кладь», галерея «A60 Contemporary Art Space», Флоренция, 2023
Галерея A60 встречала зрителей еще на улице, благодаря огромной витрине и стеклянной двери, через которые выставку можно было рассматривать, даже просто проходя мимо по улице. Внутри пространство было разделено двумя яркими тканевыми принтами: «Концерт/Фестиваль» справа и «Карнавал/Маскарад» слева. Под «Концертом/Фестивалем» на столе были выставлены различные предметы: карты «Points», шахматный конь из серии «1:22», шахматный набор «Монохром», а также серия гипсовых шахматных коней, составлявших вместе работу «Базовая единица». Работа «Блуждающие боги» располагалась на подиуме за «Карнавалом/Маскарадом», и была частично скрыта от прямого взгляда зрителя. На экране мобильного телефона, который перемещался по галерее на протяжении всей выставки, велась прямая трансляция из Мехико. Другой мобильный телефон воспроизводил видеоарт, а с третьего велась прямая трансляция. Чемодан тоже свободно перемещался, периодически переставлялся к стене напротив входа в галерею или ставился в центр помещения. Всё это создавало внутри экспозиции бесконечную динамику, что придавало выставке интригующее измерение и бросало вызов удобству зрителей.
Выставка «Ручная кладь», галерея «A60 Contemporary Art Space», Флоренция, 2023
Самая интересная судьба выпала третьему чемодану, который полетел в Коста-Рику в руки к Альфредо Аревало, а затем вместе с ним в Мексику. Альфредо имеет степень бакалавра философии (Университет Коста-Рики) и в настоящее время получает степень магистра культурологии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Альфредо Аревало пишет про себя: «Выросший в контексте постцифровой эпохи, я чувствовал, что видеоигры и Интернет станут искусством будущего, что впоследствии повлияло на мои исследовательские интересы и кураторский подход».
Выставка прошла в галерее Sucesiva, междисциплинарном проекте, цель которого — генерировать новые исследования в области мексиканского современного искусства, представляя их открытым и альтернативным способом по сравнению с традиционным выставочным форматом. Деятельность галереи Sucesiva основана на кураторских лабораториях, в которых рассматриваются такие темы, как технология и культура, неомексиканизм, опыт повседневности в Латинской Америке, идентичность в контексте новых медиа, через посредничество телевидения, Интернета и популярной культуры.
Выставка «Ручная кладь», галерея «Sucesiva», Мехико, 2023
В галерее Sucesiva было два зала. Первая комната была преимущественно посвящена экспонированию объектов, а во второй, меньшей по размеру, транслировался видеоарт. При входе на экскурсию зритель сталкивается с приложенным к стене на заднем плане чемоданом, в котором находились все присланные из Москвы работы. Чуть выше чемодана была растянута работа «Концерт/Фестиваль», напечатанная на ткани. В центре на пьедестале стоял деревянный шахматный набор «Монохром». Из окна открывался вид на Мехико.
В одном из углов главной комнаты на экране демонстрировалась видео работа «Действие Г. Мелонеллы». Рядом на столе была выставлена настольная игра «Блуждающие боги». Во второй части зала стоял диван, с которого можно было рассматривать экраны, расположенные на полках и на полу. На другой стене висел тканевый принт «Карнавал/Маскарад» и располагалась дверь в темную комнату. В темной комнате стоял диван, прислоненный к стене, на которую проецировались трансляции из других галерей. В конце экскурсии зритель мог завершить свой визит, сыграв партию в шахматы с друзьями. Вся конструкция была разработана так, чтобы создать увлекательную экскурсию, которая завершается настоящей игрой, отдыхом и общением.
Выставка «Ручная кладь», галерея «Sucesiva», Мехико, 2023
В отличие от предыдущих двух выставок, расположение экспонатов в Мехико было призвано создать контраст между темной комнатой и большим пространством главного зала. Темная комната представляла собой репрезентацию идеи вечного присутствия Интернета: выбор широкоформатной проекции создает иллюзию расширения и слияния выставочного пространства Sucesiva с пространствами A60 и Культурного центра ЗИЛ, чтобы ощутить присутствие зрителей из других регионов. В главном зале, напротив, сосредоточены физические объекты, доставленные почтовой службой. Расположение этих объектов представляет собой метафорическую дистанцию, изображенную в виде чемодана, который появляется на видном месте при входе в пространство.
Выставка «Ручная кладь», галерея «Sucesiva», Мехико, 2023
Получившаяся выставка, по задумке куратора, приглашала к размышлению о расстоянии и присутствии, представленных, соответственно, почтовыми услугами и трансляциями, а также о том, как наше восприятие этих понятий трансформируется в результате контакта с теми или иными коммуникационными технологиями. Эта выставка стала кураторским размышлением о дистанционном и сетевом искусстве.
Подытоживая все три выставки, я бы сказал, что «Чемоданы» — это сложный проект, предполагающий многослойное прочтение. На первом уровне у нас есть реальный отрезок творческого пути художника, то есть его выставки и стрит-арт проекты, которые репрезентированы самим составом произведений, упакованных в чемоданы. С другой стороны, произведения в чемодане, не тождественны своим прототипам из предыдущей практики художника, и, вообще, чемодан как многосоставное целое, является самостоятельным новым произведением. Следующий уровень прочтения — это интерпретации кураторов. Первая выставка в Москве объективировала зрителя, вторая представила динамичную и интерактивную экспозицию, третья была посвящена дихотомии реального и цифрового пространством. Четвертый уровень, с которым мы сталкиваемся, это три чемодана как система, являющаяся чем-то качественно другим, чем сумма своих частей. Иными словами, если каждый чемодан рассматривать как произведение искусства, то три чемодана — это метапроизведение, которое также является неразрывным целым. Три выставки, разворачивающиеся не последовательно, а одновременно, кроме того, поддержанные видеотрансляциями из других экспозиционных залов — это не три отдельных выставки, а единая мультивселенная. И наконец последний уровень — это отношения художника и кураторов. В то время как кураторы играют произведениями художника, сам художник задает условия игры для кураторов. Игра, в которой сами игроки становятся частью авторских экспериментов с вложенными реальностями. Как минимум, своим проектом Александр Соколов располагает к размышлению о современном экспозиционном процессе, а, как максимум, возможно, является первооткрывателем нового поджанра в современном искусстве.
Проект обязательно будет продолжен новыми выставками. Сейчас автор ведет переговоры с новыми кураторами, но до полного согласования не берётся анонсировать точные названия галерей и городов, в которых пройдут следующие выставки проекта.
Кроме всего прочего, мне видится в истории с «Чемоданами» образ массовой иммиграции из России. Проект задумывался еще до 2022–2023 годов, но в процессе его реализации очень много художников из России покинули свои дома и свою страну с точно такими же чемоданами, в которые были наспех упакованы немногочисленные пожитки и дорогие сердцу авторов произведения. «…Кто в Ташкенте, а кто в Нью-Йорке, / И изгнания воздух горький — / Как отравленное вино…». В этом контексте проект «Ручная кладь» звучит не только как анализ игр, в которые могут играть художники и кураторы, но и метафора тех игр власти, которые превращают нас самих в шахматные фигуры, влекомые чужой волей перемещаться со своими маленькими чемоданами по игровой доске политической карты мира.
Ссылка на сайт проекта.