РГГУ Кафедра кино и современного искусства
Кафедра кино и современного искусства проводит набор в бакалавриат по направлению 035400 «История искусств» на профиль ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Квалификация (степень): бакалавр.
Миссия бакалавриата: Современное искусство изучается систематически, как особые способы создания и существования произведений искусства в современном мире.
Современное искусство изучается в «режиме вовлеченности»: процессы в современном искусстве изучаются изнутри, с учетом позиций художников и кураторов.
Современное искусство изучается в широком социокультурном контексте, как одно из важнейших явлений современной эпохи.
Условия приёма: Наличие законченного среднего образования (аттестат) Формы обучения: Очная, договор. Стоимость - 77 000 в семестр.
Срок обучения: 4 года
Вступительные испытания: русский язык (ЕГЭ), история (ЕГЭ), иностранный язык (ЕГЭ)
Время подачи документов: с 20 июня по 12 августа
Концепция бакалавриата: Исторический подход к современности: кино, видеоарт, фотография, выставочная деятельность изучаются не как отдельные практики, не как совокупность приемов и решений, а в полноте исторического развития. Вскрываются исторические закономерности и принципы развития всех видов современных искусств. Знание практики изнутри: программа подразумевает практические курсы концептуальной фотографии, по решению пространства в искусстве, по современным технологическим средствам выразительности. Это позволяет понять развитие современного искусства изнутри, углубить аналитические навыки. Также это позволит создавать концепции выставок, галерей, музеев современного искусства, проводить мероприятия, с учетом специфики современного искусства.
Полнота изучения: современное искусство рассматривается во всем многообразии форм и технологий, включая экспериментальные виды и всевозможные виды сближения форм искусства с наукой, повседневностью, социальной жизнью, новейшими технологиями. Полный набор курсов по теории и истории искусства, история, музеология, философия и всё, что требует высшее гуманитарное образование.
Аудиторная нагрузка: Не более 24 часов в неделю
Итоговая аттестация: Экзамен и исследовательская работа
Курсы специализации: Проблематика и периодизация современного искусства. Современное искусство как совокупность новых идей, практик и технологий, общие законы развития современного искусства, внутренние принципы развития, глубинные перемены в ходе развития.
История фотографии. Фотография как важнейший медиум искусства ХХ века, фотография как новая культура видения, как предпосылка для обновления языка современного искусства.
Культурное наследие: основы законодательства. Охрана культурного наследия, в том числе созданного в наши дни, понятие о произведении и совокупности произведений, кураторство и музейное дело.
Институциональный контекст современного искусства. Основные институции современного искусства, их работа изнутри, отличия центров и музеев современного искусства от других культурных институций, экономические и социокультурные принципы работы этих институций. Важной составляющей частью современного искусства являются фестивали, ярмарки, Биеннале, конкурсы, а также фонды, организующие резиденции и премии.
Музеи современного искусства. Обзор основных музеев и музейных центров современного искусства, история их возникновения, специфика их социокультурной позиции в современном мире, их важнейшая роль в созидании новейшего культурного пространства и в репутации города и страны.
История и современные тенденции арт-критики. Арт-критика как синтез науки, искусства и журналистики, принципы культурной журналистики, близость арт-критики к арт-практикам и кураторству, арт-критика как важнейшая часть современного художественного процесса.
История выставочной деятельности и кураторства. Как куратор стал важнейшей фигурой современного искусства, а выставка превратилась из демонстрации достижений и коммерческого мероприятия в основное художественное событие.
Теории современного искусства. Теоретические основания современного искусства, современные философские, социальные, политические, экономические теории и их взаимодействие с современной эстетикой.
История кинематографа. Кинематограф как главное искусство ХХ века, отражение истории искусства и культуры ХХ века в истории кинематографа, кинематографические принципы в произведениях современного искусства и в организации выставочных пространств, кинематограф как средство передачи достижений изобразительных искусств.
Современные концепции эстетики и философии искусства. Современная эстетика и философия искусства как бурно развивающиеся дисциплины, чутко реагирующие на изменения в культуре и соединяющие классические категории и уникальный современный опыт.
Программное обеспечение работы с фото и видео. Практические занятия по обработке изображений и видеосюжетов. Программное обеспечение работы с графическими редакторами Практические занятия по созданию и воспроизводству изображений.
История дизайна. Дизайн как особый вид искусства, проблемы эстетики ХХ века как проблемы дизайна, влияние дизайна на повседневную жизнь, дизайн как художественная практика, основы обучения дизайну.
История и проблематика урбанизма. Урбанистика как новая наука о социальной жизни, городские проекты, изменение городской среды, искусство в городе и самовыражение города и горожан в искусстве.
История современного театра. Основные тенденции в развитии современного театра, преодоление границ искусств, театр как форма размышлений над современным искусством, театр как социальное измерение современного искусства.
История современной музыки. Течения и направления в современной музыке, эксперимент и традиция в современной музыке, особенности презентаций и исполнительского искусства.
Новые медиа в современном искусстве. Использование в современном искусстве возможностей новых медиа: творчество и компьютер, творчество и информационная среда, произведения в виртуальной среде.
Современное искусство и политика. Современное искусство как важнейший момент политических дискуссий: артистизм политиков, критический потенциал современного искусства, этико-политические программы современных художников в разных странах мира.
Современные художественные выставки. Аналитический практикум. Изучение современных выставок изнутри, путем включенного наблюдения, диалогов, опросов, практического активного участия в выставочных проектах.
Искусство улиц и современный паблик-проект. Аналитический практикум. Изучение современного искусства улиц, производителей и потребителей данного искусства, принципов изменения городской среды, изменения социальной позиции горожан и привычек эстетического действия. Изучение документов, опросы, сравнительный анализ пространственных форм и образов.
Практические основы концептуальной фотографии. Концептуальная фотография как образец воплощения идеи медийными и художественными средствами. Исследование путей воплощения идеи и трансформации идейного климата эпохи.
Практикум концептуального и художественного решения пространства. Пространство как основное поле современного художественного процесса. От пространства внутри произведения к пространству экспонирования произведения. Преобразование пространства как художественная задача, виды художественных пространств, смыслы и ценности пространств.
История и проблематика видеоарта. Видеоарт как особый вид современного искусства, проблемы, обсуждаемые в видеоарте, особый статус тела, света, мысли, предмета в видеоарте, видеоарт как образец художественного высказывания.
Ар брют и современное искусство. Творчество маргиналов как ресурс социальной значимости современного искусства, углубление внутреннего видения в аутсайдерском искусстве, создание новой поэтики случайного, появление новых сильных средств воплощения художественных идей.
Звук в современном искусстве. Звук как особый критерий подлинности в современном искусстве, изобразительные и выразительные возможности звука, саунд-арт и его ответвления, связь звука и перформанса.
Свет и цвет в современном искусстве. Свет и цвет как главные параметры искусства, обогащение этих параметров в современном искусстве, парадоксальные идеи света и цвета, превращение света и цвета в материю художественного высказывания.
История современной архитектуры. Эксперимент и традиция в современной архитектуре, заказчик и исполнитель, урбанистические и ландшафтные контексты современной архитектуры, архитектура, технологии и виртуальный мир, архитектура как поле технологических экспериментов искусства.
История современного танца и концепции движения в культуре XX века. Идейные предпосылки танца в культуре ХХ века, танец как перформативное искусство, попытки синтеза искусств на основе танца, танец как жест, современный танец как перформативная, изобразительная и идейная практика искусства.
История перформанса и партиципативных практик. Перформанс как искусство вовлечения, перформанс как неотъемлемая часть современности и современной культуры, перформанс как ключ к пониманию социального измерения искусства. Правила организации и документирования перформансов.
Теория авангарда. Авангард как важнейшее событие и как система событий. Событийный элемент в искусстве. Новые возможности выразительности, актуальные и в наше время. Теории авангарда как особый сектор исследований о современном искусстве и обществе, где переосмысляются задачи искусства и анализируется его история
Преподаватели: Александра Данилова, заместитель заведующего отделом XIX–XX вв. ГмИИ им. А.С. Пушкина, историк искусства, куратор; Нина Геташвили, кандидат искусствоведения, профессор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества; Екатерина Лазарева, кандидат искусствоведения, преподаватель Школы фотографии им. Родченко; Александр Марков, кандидат философских наук, специалист в области языка современной культуры; Наталья Смолянская, кандидат философских наук, PhD по философии Университет Париж-8, в 2007-2013 гг., руководитель исследовательской программы в Международном Колледже философии, Париж, исследователь, ассоциированный с Университетом Париж 8, художник, теоретик; Кети Чухрукидзе, доктор философских наук, руководитель научно-информационной программы Государственного Центра Современного искусства; Елена Якимович, кандидат искусствоведения, специалист по истории и теории фотографии.
Практическая подготовка студентов: Студенты получают навыки практической работы в Государственном центре современного искусства, ЦТИ Фабрика, Медиартлабе, Московском Музее Современного Искусства, Мультимедиа Арт музее, а также на других арт-площадках и в научно-исследовательских институтах.
Наши выпускники работают: В музеях, научно-исследовательских институтах и центрах современного искусства, площадках современного искусства, галереях и выставочных залах.
Контакты: Руководитель программы: Смолянская Наталья Владимировна e-mail: smolianskaia@yandex.ru
Подробная информация: http://kinocenter.rsuh.ru/section.html?id=11536