Роза есть Роза есть роза

7 марта в Центре Творческих Индустрий «Фабрика» состоялось открытие выставки Татьяны Сушенковой «Текстиль», организованной при участи Е.К.АртБюро. Несмотря на предпраздничный день, вернисаж удался. Интерес публики объясним еще и тем, что Сушенкова – одна из победительниц конкурса «Фабричные мастерские. Сессия-III» в номинации «Выставка на Фабрике». Конкурс существует уже полтора года, но в  этот раз он несколько изменил свой формат – теперь к участию приглашались художники 1968-1980 гг. рождения. То есть это те, кто вышел из возраста «молодых», но еще не перешел в разряд «классиков». В этом году на конкурс было подано около ста заявок, что означает – идея себя оправдала. Выставка «Текстиль» - первая экспозиция одного из лауреатов нынешней сессии, и не случайно проект посвящен истории ткацкой фабрики «Красная Роза». На «Фабрике» рассказывают про фабрику, только теперь той «Красной Розы», о которой рассказывает Сушенкова, уже не существует. Она осталась лишь в воспоминаниях бабушки художницы. По словам самого автора, для нее было важно, прежде всего, рассказать историю своей семьи, переехавшей во времена коллективизации в Москву. Это история настолько личная, что показать ее вряд ли бы решилась какая-нибудь галерея или музей. А ЦТИ «Фабрика» – пространство, известное свое демократичностью. Действительно, когда ты впервые попадаешь в это место, становится сразу понятно, что творческая жизнь здесь кипит практически в каждом уголочке – мастерские, огромные выставочные пространства, студии, помогающие воплотить арт-идеи в жизнь… Здесь художник оказывается в сложной ситуации – ему предоставлена полная свобода, но никто не освобождает его от ответственности за конечный результат. В случае Сушенковой, кажется, эксперимент удался. 

Войдя в зал «Артхаус» ЦТИ «Фабрика», вы попадаете в медитативный мир, полный микроскопических переплетений. На стенах расположены увеличенные фотографии тканей вперемешку с информацией о том, чем отличается тот или иной узор на уровне плетения нитей. Благодаря этому, настоящие платья, висящие здесь же, хочется разглядывать бесконечно, чтобы уловить каждый узелок и переплетение. Вообще тема переплетения – не только фактур, но и судеб, мужского и женского, личного и коллективного – является ключевой для творчества Сушенковой. На нынешней выставке опять переплетаются имя революционерки Розы Люксембург, название фабрики и сами цветы, ставшие символом прекрасного, одновременно приносящего боль.

На небольшом подиуме лежит большой «ковер» из роз, а рядом на маленьком экране показывается запись вернисажного перформанса Татьяны Сушенковой, во время которого она плетет этот  причудливый аксессуар. Конечно, лучше всего перформансы выглядят вживую, когда зрители могут сопереживать действо вместе с художником. На открытии действительно многие надолго замирали, наблюдая за странным ритуалом художницы. 

Напротив подиума устроена клумба, а на ней - настоящее чудо для мартовской Москвы, живая свежая крапива. Это настоящий сюрприз для тех, кто устал от круглосуточной серости и грязного снега. Для Сушенковой неприхотливый сорняк ничем не хуже романтичной розы.

Ну и наконец, видео, проецируемое на огромную кирпичную стену. Это история как раз той самой бабушки художницы, которая работала на ткацкой фабрике «Красная Роза». Рассказ старушки перемежается прогулкой по ее нынешней территории, превратившейся в деловой квартал. Обрывки воспоминаний о далеких годах связывают нынешний престижный бизнес-центр с жизнями тысяч людей, трудившихся здесь на протяжении полутора веков. 

Все эти переплетения и символы в нашем сознании традиционно принадлежат «женскому» миру. Без лишнего пафоса, напускных «рюшей» у организаторов вышла нежная выставка о том, как устроен этот мир. На маленьком островке спокойствия каждый может попробовать ответить на вопрос: «Кто такая женщина?» и вспомнить легендарное одностишие Гертруды Стайн: «Rose is Rose is rose».

Выставка открыта до 23 марта.

 

Текст: Мария Назарова

Фото:Евгения Зубченко