Розмари Трокель. Рисунки, объекты, видеарт

В Петербурге в Центре Современного искусства им. Сергея Курехина открылась первая в России персональная выставка одной из самых успешных художниц в мире. 

Выставка открыта при поддержке Гете-института в Петербурге и Института взаимодействия с зарубежными странами. И эта выставка стала первой масштабной экспозицией, открытой в новом помещении Центра им. Сергея Курехина: после демонтажа старого здания на Васильевском острове и до того момента, как на прежнем месте будет построен новый дом для современного искусства, Курехинский центр переселился на Лиговский проспект, в помещение бывшего Музея хлеба. 

Розмари Трокель является одной из важнейших художниц в современной Германии, она начинала в конце 70-х годов прошлого века, и продолжает творить до сегодняшнего дня. На выставке в Петербурге можно увидеть и оценить все периоды ее творческого пути – от самых ранних до последних работ во всех жанрах, стилях и направлениях, от карандашных рисунков до инсталляций и видеофильмов, от ее легендарных кухонных конфорок и работ из шерсти. 

Экспонаты для выставки в Петербурге Розмари Трокель отбирала сама, стараясь представить свое творчество в максимально полном виде. Хотя основное место уделила графике: рисунок  сопровождал всю ее творческую жизнь, иногда это были лишь наброски, которые, впрочем, иногда становились самостоятельными работами или возникали как лейтмотив или намек в других ее работах. Видео-ролики Трокель критики считали неким побочным результатом ее творчества, но представленные в Петербурге видео-работы доказывают их творческую самостоятельность и самодостаточность. 

Ее считают важнейшей фигурой международного современного искусства, женщиной-художницей, которая произвела революцию в музеях и галереях, провозгласив источником своего вдохновения вязание и кухонную плиту. По мнению европейских арт-критиков, Трокель разбила многовековую стену, отделявшую «высокое искусство» от рукоделия и от занятий, которые традиционно считались женскими. И, следовательно, не имевшими права претендовать на признание и художественный статус. 

-Трокель работает с самыми разными носителями и материалами – шерсть, волос, кухонные конфорки, - рассказала корреспонденту ArtУзла  Ан Пенхюзе, свободный куратор и блогер, прибывшая в Петербург специально для освещения выставки в Центре Курехина. – Она работает с другими художниками, с актерами, иногда героями ее работ становятся животные – свиньи, кролики. Она отрицает привязанность к какому-то конкретному стилю или направлению, понятие однозначности для Трокель совершенно чуждо. 

Розмари Трокель получила художественное образование в 70-х годах, когда в мире искусства доминировали мужчины. Она пыталась противопоставить себя художественной и эстетической системе, сложившейся к тому моменту, пыталась придумать свою, оригинальную, отличную от традиционной, систему. Ее искусство можно назвать феминистическим, однако и здесь она бежит от однозначных трактовок своего творчества, от однозначных определений. И этому своему принципу Трокель никогда не изменяла, поэтому ее работы сохраняют актуальность до сегодняшнего дня. 

Она интересуется и вдохновляется вещами обычными, и даже, с точки зрения традиционных искусствоведов, низкими: например, она часто использует в своих работах шесть, тривиальный «дамский» материал. Но эту «шерстяную тему» она обыгрывает с присущим ей остроумием: она построила из дорогого кашемира домик для моли, традиционного врага женского гардероба. Она интересуется лакунами, пространствами, промежутками, пустотой, стремясь заполнить их образами и материалами, смысл и назначение которых нельзя трактовать однозначно. И в этом творчество Трокель отчетливо перекликается с самыми известными концептуалистами своего времени.  

-Все современное искусство находится в диалоге с Марселем Дюшаном, потому что он был по сути первым концептуальным художником, а все искусство второй половины XX века, с 70-х годов, когда начала работать Трокель, является концептуальным, - считает Олеся Туркина, сотрудник Отдела современного искусства Русского музея. – Она ввела очень важное для искусства понятие – неопределенности. Это можно сравнить по значимости с понятием относительности, введенным Эйнштейном. В искусстве нет раз и навсегда установленных канонов, единственной истины, искусство работает со зрителем, зависит от взгляда зрителя. И игры Розмари Трокель с кухонными плитами, со странными машинами, с домиками для моли – и создают такое многообразие. Ведь главное в искусстве – многообразие мира.

В России творчество Розмари Трокель известно только искусствоведам и специалистам в области современного искусства. В Европе она появилась в контексте набиравших популярность и силу идей феминизма, которые сделали привычный мир многообразнее, полнее. Феминизм принес в искусство новые понятия, материалы, заставил людей по-новому взглянуть на весь окружающий мир – некоторые критики сравнивают феминизм в искусстве с появлением фотографий другой стороны Луны. Как Марсель Дюшан заставил мир признать писсуар художественным объектом, так и феминизм в искусстве заставил с интересом и уважением отнестись к использованию художницами в своих работах вышивки, шерсти, традиционных «женских» предметов – кухонной плиты и вязанных ковриков. Но феминистское искусство – это, в первую очередь, критический подход к себе, ирония. Трокель как будто издевается над приверженцами традиционного взгляда на искусство, она как будто говорит: вы считаете вышивку и вязание «дамским рукоделием»? А вам покажу, что это такое!

Выставка «Розмари Трокель. рисунки, объекты, видеоарт» продлится до 29 мая, каждые субботу и воскресенье на выставке будут организованы бесплатные экскурсии в сопровождении искусствоведов и арт-критиков.

 

Текст и фото: Наталья Шкуренок