Руками не трогать!

4 ноября в Центральном выставочном зале Манеж открылась большая выставка, посвященная советскому искусству с 1925 по 1945 гг. под названием «Романтический реализм», куратором которой является Зельфира Трегулова - директор Государственной Третьяковской галереи. Продюсером проекта выступил режиссер Эдуард Бояков, а дизайнером - художник Дмитрий Ликин. Организаторами выступили государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" и Министерство Культуры РФ.

 Это первая такая выставка в России, которая по сути еще раз открыла для нас хорошо знакомые шедевры советской живописи первой половины двадцатого века. До этого подобные выставки проводились в Америке, Германии и Бельгии. Проект 1993 года «Выбор Сталина», придуманный Иосифом Бакштейном и Борисом Гройсом - первая попытка осознать эстетическую ценность соцреализма. На «Агитации за счастье» в Касселе (1994 год) Русский музей хвалился раритетами из своих запасников, беспардонно эксплуатируя советскую экзотику. «Фабрика мечты» во Франкфурте-на-Майне (2003 год) по воле Бориса Гройса и Зельфиры Трегуловой столкнула соцреализм и соц-арт. Екатерина Деготь в Льеже своим «Советским идеализмом» (2005 год) доказывала возвышенность целей художников, далеких от коммерции.

Только в 2009 году в Московском музее современного искусства была проведена своеобразная инвентаризация архива РОСИЗО, в котором хранится немалое количество произведения того периода, но художников малоизвестных. «Инвентаризировала» все та же Зельфира Трегулова.

 Так что, представленный проект «Романтический реализм» в своем роде уникален для нашей страны потому что акцент сделан на знаковые имена и хрестоматийные вещи. Как ни странно, они впервые собраны вместе. Проект появился только благодаря высокотехнологической выставке «Россия. XXвек.1914-1945», который является третьей частью большого проекта «Русь православная» и занимает весь первый этаж "Манежа". А "Романтический реализм" отправлен в цоколь здания. 

Обе выставки сознательно проводятся в одно время и являют собой некий диалог. С одной стороны – огромный  виртуальный исторический архив, с другой – материальное свидетельство этой эпохи.  Таким образом, в своеобразном ансамбле слились две сложные темы для нашей истории – советское прошлое и православный контекст первой половины двадцатого века.  Важной деталью и принципиальным различием является то, что в проекте «Россия ХХ век» архив именно виртуальный, это эдакий аттракцион, в котором историю можно потрогать руками на тач-скринах. «Романтический реализм» отказался от любых интерактивных материалов - только музейные экспонаты, только неприкосновенные шедевры советской живописи и графики. Истинная история России во всей ее противоречивости выступает в виртуальной ипостаси, а придуманный советский миф представлен подлинными артефактами. Получается забавный перевертыш – правда и вымысел поменялись местами. 

Основой советской эстетики стала сформулированная еще русским авангардом, но на сей раз гораздо более последовательная, критика автономии искусства. Индивидуальное творчество и индивидуальное восприятие должны были быть истреблены как вид. На их место пришла ориентация на коллективность, на расширение понятия об искусстве.

«Выставка рассчитана на наивного и ждущего встречи с прекрасным зрителя» - как пишут сами организаторы. Важно так же то, что выставка была открыта в сравнительно новый для нашего государства праздник «День народного единства», когда с помощью данной экспозиции с ее, мы бы сказали, ударным материалом, которые не может не трогать сердец посетителей, мы примиряемся с нашей советской историей, с прошлым. «Искусство, говорящее на языке простецов» - оно адресовано к самой широкой аудитории, поэтому и вход на выставку бесплатный, правда заставляющий стоять зрителей в очереди на всю Манежную площадь под дождем.

Реализм и романтизм – эти, по сути, полярные понятия гармонично соединились в описании революционной утопии, а точнее, в реальности, искаженной утопической призмой. Название данной выставки «Романтический реализм» невольно отсылает нас к названию хрестоматийной статьи Бориса Гройса «Московский романтической концептуализм» с его таким же парадоксальным сочетанием терминов. Важно еще и то, что Борис Ефимович не только главный теоретик концептуализма, но и исследователь соцреализма, множество лет пытающийся его реабилитировать и ввести в контексты мировой художественной культуры.  

Выставка построена как «анфилада сакральных пространств» – архитектор Дмитрий Ликин спроектировал ее по принципу осевой симметрии, вдохновляясь не то древнеегипетскими культовыми сооружениями, не то непостроенным Дворцом Советов. Экспозиция делится на 12 отсеков, каждый из которых посвящен определенной тематике. Например, «Создание мифа» - тут в центре полотно Исаака Бродского «IIКонгресс Коминтерна», конкуренция с репинским «Собранием Государственного совета». Или раздел «Красная армия» с непременными «Трубачами Первой конной армии» Митрофана Грекова. А вот «Территория счастья» с идеалистической «Весной» Кузьмы Петрова-Водкина. Логическим завершением экспозиционного членения является зал, посвященный великой отечественной войне, в его торце картина Александра Лактионова «Письмо с фронта», которую Зельфира Трегулова считает своеобразной интерпретацией Евангельского сюжета о благой вести.

Лактионовский свет дарует надежду, а вся выставка проникнута утраченным оптимизмом минувшей эпохи и потерянной верой в романтическую утопию. 

Выставка проходит в ЦВЗ «Манеж» до 22 ноября 2015 года.

 Авторы текста: Арина Романцевич, Мария Назарова

Фотографии: предоставлены JMgroup

 

Фото предоставлено JMgroup