С 18 декабря в Серпуховском музее пройдет выставка «Фабрика Авангарда. Выкройка нового мира»
В Серпуховском историко-художественном музее 18 декабря 2024 года откроется выставка «Фабрика Авангарда. Выкройка нового мира», которая объединит значимые произведения русских авангардистов и связанные с ними предметы быта. Экспозицию составят порядка 200 экспонатов, включая произведения Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Владимира Фаворского, Анны Лепорской и других мастеров, а также ткани, набойные доски, изразцы, деревянная утварь и другие предметы народного искусства, сыгравшие важную роль в преобразовании визуального языка начала XX века.
Выставка стала результатом исследовательской работы молодых кураторов, обучающихся в рамках программы Avant-Garde Lab 6 — совместного проекта Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда. Под руководством искусствоведа и куратора музея Александра Кремера и доктора искусствоведения, научного сотрудника Третьяковской галереи Игоря Смекалова команда изучала коллекцию музея в контексте движения искусства 1920-х годов из центра в регионы и обратно. Этот процесс позволил переосмыслить ключевые этапы развития авангарда и создать концепцию, раскрывающую связь искусства, быта и социальных изменений. Научным консультантом выставки выступил историк искусства и эксперт по русскому искусству XX века Андрей Сарабьянов.
В основе экспозиции — коллекция Серпуховского историко-художественного музея, а также экспонаты из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Музейно-выставочного центра Серпухова. Особую поддержку проекту оказал Государственный Русский музей в части создания мультимедийной экспозиции. Концепция выставки разработана при участии Центра авангарда Еврейского музея и центра толерантности, чьи исследования помогли осмыслить движение искусства из центра в регионы.
Гончарова Наталия Сергеевна Письмо («Беспредметная композиция»), 1913. Холст, масло
Александр Кремер, искусствовед, куратор, специалист по русскому авангарду, преподаватель ГИТИС, НИУ ВШЭ. Куратор Галереи на Шаболовке, сокуратор Центра авангарда Еврейского музея, руководитель кураторской школы Avant-Garde LAB: «Выставка рассматривает авангардное искусство в широком временном диапазоне — от начала XX века до 1950–1970-х годов. Одно из ключевых решений — сопоставление различных художественных языков: примитивистские формы живописи перекликаются с печными изразцами, дизайны тканей 1950-х вступают в диалог с дореволюционными лубками, старый и новый быт соединяются в фотографиях 1920–30-х годов.
Важно, что проект включает зрителя в локальную историю: текстильное производство, формирование коллекции авангардного искусства музея, электрификацию и индустриализацию Серпухова, работу художников по тканям в послевоенные годы. Такая сложная оптика позволяет увидеть многослойность движения искусства, смыслов и исторических контекстов, которые представлены в экспозиции».
Игорь Смекалов, главный научный сотрудник Третьяковской галереи, доктор искусствоведения: «В рамках 6-го сезона кураторской школы Avant-Garde Lab участники работали с коллекцией Серпуховского историко-художественного музея, формируя концепцию выставки через анализ экспонатов и обсуждение смысла национального искусства. Первоначальный акцент на русском авангарде трансформировался в идею синтеза: живопись и графика Ларионова, Гончаровой и Бурлюка рассматривались в контексте истории Серпухова и формирования музейного собрания. Народное искусство стало отправной точкой для шедевров авангарда, а произведения XX века нашли отражение в нонконформизме 1960-х.
Слушатели школы провели большую исследовательскую работу, сделав дух эксперимента основой выставки».
Грищенко Алексей Васильевич Городской вид, 1918. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей
Структура выставки «Фабрика авангарда» охватывает пять ключевых этапов развития авангардного движения, каждый из которых раскрывает различные аспекты искусства и его влияние на общество.
Раздел «Мастерская раннего авангарда» показывает, как молодые художники, такие как Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, искали новые формы образности. Под влиянием Ларионова художница начала работать в технике пастели, но вскоре ее творчество обрело самостоятельность. Вдохновленная коллекцией нового французского искусства Сергея Щукина, в частности, работами Поля Гогена, она создавала яркие, динамичные произведения, такие как «Георгины» (1907).
В разделе «Кладовая примитива» акцент сделан на влияние народного искусства, икон и примитивизма. Художники искали вдохновение в традиционном русском искусстве, стилизуя его элементы для создания нового выразительного языка. Работы, такие как «Женщина с папиросой» (1910) Гончаровой и ее графика с флористическими мотивами, иллюстрируют, как авангардисты осваивали язык народных традиций.
«Лаборатория формы» посвящена экспериментам с абстракцией и новым визуальным языком. Например, «Письмо» (1913) Гончаровой, отражает стремление выйти за рамки фигуративного искусства, создавая систему беспредметной живописи, которая позже повлияет на развитие супрематизма и конструктивизма. Также представлены картины, где акцент сделан на рельефность и динамичные формы, например, «Аллея» (1909) Бурлюка.
В разделе «Новый быт» экспонаты показывают, как индустриализация и революционные изменения повлияли на искусство и жизнь в СССР. Здесь можно увидеть жетоны рабочих мануфактур и текстиль, который стал важной частью нового советского дизайна. Этот раздел раскрывает, как авангардные идеи проникали в повседневную жизнь, включая архитектуру, новый быт и социальные практики.
Раздел «Обратное движение» посвящен развитию авангарда в послевоенные десятилетия, когда художники продолжали накапливать новые формы и идеи. В нем представлены работы 1950–1970-х годов, такие как текстиль Тамары Мухатаевой и Евгении Шестеры, которые показывают, как идеи авангарда продолжали трансформироваться, переходя в массовое производство и сохраняя яркие элементы графики и цвета.
Специально к выставке «Фабрика авангарда» совместно с брендом CandleMe разработаны ароматы, вдохновленные пятью произведениями искусства. Каждый аромат представлен в виде диффузоров для дома и аромасвечей, которые позволяют глубже погрузиться в атмосферу авангардного искусства. Среди них: «Письмо» Наталии Гончаровой, «Натюрморт» Александры Экстер, «Городской пейзаж» Алексея Грищенко, «Полдень на Днепре» Давида Бурлюка, «Дама с папиросой» Наталии Гончаровой. Помимо этого, CandleMe разработали ароматы для мультимедийного пространства выставки. Эти композиции аллегорически передают дух авангарда, создавая ольфакторную интерпретацию художественных поисков эпохи.
17 декабря в 20:00, в преддверии открытия выставки «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира», фасад музея станет экраном для динамичной мультимедийной проекции. Короткометражный фильм, созданный за полгода работы, проведет зрителей через ключевые вехи русского авангарда, показывая самые значимые события и ведущих художников эпохи в формате визуального путешествия. Приобрести билеты и ознакомиться с подробностями события можно на сайте музея.
Выставка пройдет в отреставрированном «Каретном сарае», который стал новым выставочным пространством музея. Здание, ранее использовавшееся как хозяйственная постройка, теперь становится центром для современных художественных проектов.
Серпуховский историко-художественный музей — один из самых знаковых региональных музеев России, во многом благодаря богатству художественной коллекции, в которой содержится целый ряд первоклассных, а в некоторых случаях и уникальных работ. В постоянной экспозиции музея представлены полотна Г. Семирадского, Н. Гончаровой, А. Саврасова, И. Левитана, В. Поленова, В. Верещагина, В. Васнецова и других мастеров. В разделе западноевропейского искусства представлена живопись фламандской, голландской, итальянской, французской и других школ XVI-XIX вв. Художественная коллекция музея располагается в особняке XIX века, построенном по проекту известного архитектора Р. И. Клейна и принадлежавшем серпуховским купцам и фабрикантам Мараевым. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.
Серпуховский музей — участник крупных выставочных проектов за рубежом — в Италии, США, Корее, Хорватии, Великобритании, Финляндии и других странах, где наряду с крупными федеральными и региональными музеями страны представлял историю и культуру России.
Выставка открыта до 18 мая 2025 года. Возрастной ценз — 0+. Приобрести билеты на выставку можно найти на сайте музея.
Адрес: Серпуховский историко-художественный музей, ул. Чехова, 87.