С 23 мая в Красноярске в Музейном центре «Площадь Мира» пройдет выставка «Стрит-арт столицы»
Стрит-арт не без оснований принято считать одной из самых эфемерных областей современного искусства. Большинство предметов уличной сцены быстро исчезают по инициативе неравнодушных граждан или городских служб, что значительно затрудняет оценку и анализ их исторической ценности. Проект из Санкт-Петербурга «Стрит-арт хранение» (САХ) – это единственная в России институция, которая ставит перед собой задачи коллекционирования, долгосрочного хранения, изучения, а также популяризации творчества авторов «уличной волны».
Как отмечает куратор Алина Зоря, «выставка «Стрит-арт столицы» – пожалуй, первая попытка представить широкий срез уличных практик страны и сформулировать специфику каждого региона. Кажется, что локальные особенности невозможно объяснить размерами и численностью населения города, экономической или социальной обстановкой».
Той. Женщина с собакой, 2017. Нижний Новгород
Открытие выставки состоится 23 мая в 19:00. Выставка будет работать внутри и снаружи Музейного центра «Площадь Мира» до 21 июля 2024 года. Также запланирована публичная программа – серия лекций о региональной специфике уличного искусства и презентации локальных проектов.
На выставке представлена часть коллекции САХ — работы из городов России, в которых уже были экспедиции проекта. Также выставка дополнена произведениями художников уличной сцены Красноярска и Братска, которые были предоставлены авторами. Итого, будут представлены более 90 работ художников (живопись, графика, ассамбляжи, скульптура с использованием найденных объектов, фотография) из 10 городов России: Красноярск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Архангельск, Самара, Пермь, Москва, Владимир, Братск.
Для более глубокого погружения в специфику красноярской уличной сцены было решено сделать экспозицию в экспозиции, а именно - отдельную площадку для знакомства с конкретными чертами стрит-арта Красноярска. Основная часть экспозиции - ценный фотоархив Егора Гневко и Тани Закировой, история красноярского граффити за 11 лет. Помимо фото будет представлена видеоподборка, иллюстрирующая редкие кадры действий первых уличных художников Красноярска, первые попытки партизанинга в уличную среду. Дополнением к вышесказанному служит обилие артефактов от самих художников.
Красноярскую линию продолжит уличная площадка, где красноярские райтеры всех поколений – начиная с первой волны и заканчивая новой – создадут граффити на стенах, возведенных специально для выставки. Куратор Надя Котова-Крушинская рассказывает: ««Золотой» состав авторов площадки буквально репрезентирует состояние местной уличной сцены. Уличная площадка – это выход за физические стены музея. Ведь в разговоре об уличном искусстве важно показать его специфику буквально, через уличные работы авторов. Более того, некоторые участники не имеют студийных практик, физических носителей».
Организаторы: «Стрит-арт хранение» (Санкт-Петербург) и Музейный центр «Площадь Мира» (Красноярск).
Кураторская группа — Юрий Аверин, Анна Андреева, Алина Зоря, Надя Котова-Крушинская, Семён Некрасов. Архитектор — Стас Понятовский.
Рома Инк, Уральский паттерн, 2022. Екатеринбург
Публичная программа выставки «Стрит-арт столицы»
- Лекция «Текстоцентричный русский стрит-арт, как отражение региональных особенностей уличного искусства», 25 мая в 13:00
Сегодня обилие текста в произведениях – одна из ведущих особенностей российского уличного искусства. На лекции исследователь стрит-арта, научный сотрудник «Стрит-арт хранения» Семён Некрасов расскажет, почему текстоцентричный стрит-арт можно считать закономерным продолжением главных особенностей русской культуры. Будет представлена эволюция текста в городском искусстве: от авангардных произведений начала XX века до концептуального стрит-арта современности. Сравнение актуальных текстоцентричных произведений покажет, как общероссийская тенденция приобретает различные самобытные формы в региональных сценах уличного искусства России.
- Паблик-ток «Зачем показывать современное уличное искусство в музее?», 26 мая в 15:00
Кто такой уличный художник сейчас? Кто-то давно перестал рисовать ночью и совсем не ограничивается граффити. Кажется, что уличное искусство просто повсюду, не только в городах вокруг нас, но и в музеях. Но и стоит ли показывать уличное искусство в музее? И как это делать? В чем секрет хрупкого баланса между анонимностью и известностью? Важно, что художники думают о себе сами – исследователь уличного искусства и куратор, ведущий подкаста «Рисунки На Стенах» Денис Фабрика вместе с художниками Гришей Шаровым, Алексеем Шидловским и фотографом Егором Гневко, документирующим стрит-арт, попытаются найти ответы на эти вопросы.
- Паблик-ток «Красноярская уличная сцена», 2 июня в 14:00
Что такое красноярское уличное искусство? О чем мы думаем и что чувствуем, когда видим работы художников на улице? Почему их работы именно такие и как так получилось? Куратор Надя Котова-Крушинская, художники Юрий Аверин, Вадим Люк и Иван -a36e- Ўсякин попытаются выявить и понять специфику красноярской уличной сцены на примере ее истории, знаковых событий, стилей и ярких представителей.
- Лекция «Граффити и стрит-арт – новое народное искусство», 15 июня в 12:00
Феномен граффити в некоторых городских текстах и нелегальных художественных анонимных практиках уже в конце XX века начал рассматриваться как часть современного городского фольклора. За несколько последних десятилетий граффити и рисунки на улицах не только захватили обширные новые географические и смысловые территории, но и бурно развились в художественном и эстетическом отношении, оказав влияние как на облик городов, так и на предметный дизайн во многих сферах. Основной вопрос, которой ставит перед собой директор «Института исследования стрит-арта» Анна Нистратова в своей лекции: что называется народным искусством в наши дни и можно ли рассматривать стрит-арт как народное искусство эпохи постмодерна?
- Лекция «Обещали выставить в галерее, а выставили за дверь». К вопросу о музеефикации уличного искусства, 7 июля в 16:00
Без сомнения, граффити культура давно уже стала частью массовой культуры. Из этого может складываться ощущение, что наравне со стрит и паблик-артом, это направление давно встроено в контекст не только актуального искусства, но арт-рынка и истории искусства в целом. Но как происходит этот процесс? Насколько граффити оказывается принято и представлено в коллекциях классических музеев и временных выставок влиятельных институций? Доклад куратора «Стрит-арт хранения» Алины Зоря основан на материалах коллекции «Стрит-арт хранения», кейсах музеефикации граффити и других культурных инициатив.
После лекции посетителей ждёт кураторская экскурсия по выставке «Стрит-арт столицы».
- «Будет музыка» на площадке уличного искусства, 13 июля в 20:00, на уличной площадке перед музеем
Уличная программа «Будет музыка» возвращается и специально для выставки «Стрит-арт столицы» погрузит слушателей и музыкантов в мир арт-объектов за пределами музея. Площадка на улице с работами 13 художников объединит музыку, искусство и образы города вокруг со звуком виниловых пластинок, а поможет в этом DJ Spin – музыкант и художник, который сыграет диджей-сет и вместе с сообществом энтузиастов проведет скретч джем.
Музейный центр «Площадь Мира»: Красноярск, пл. Мира, 1.
Выставка «Стрит-арт столицы» с 23 мая до 21 июля 2024 года, вход по билетам. 16+
Публичная программа: вход свободный, 0+