Сергей Хачатуров: «…странничество для меня, – это дорога к себе…»
В начале июня 2023 года в московской галерее JART открылась выставка «Складки странствий». Сергей Чебатков побеседовал с куратором проекта Сергеем Хачатуровым о важности интермедиальности, странствии как испытании и несчастной судьбе Каспара Хаузера.
Текст: Сергей Чебатков
Сегодняшняя выставка – это лишь часть большого проекта, который называется «Скрипторий визуальных впечатлений». Можно сначала несколько слов об этом?
В «Скриптории визуальных впечатлений» мы хотели бы изучить, как изобразительный текст влияет на вербальный, а вербальный, в свою очередь, на изобразительный. И взять за основу какие-то лейтмотивы, в том числе мифопоэтического толка, мифологемы, связанные, с Потерянным раем, с Медузой Горгоной, Пигмалионом и Галатеей и так далее. И на основе этого создать такой интересный образ, который проецируется на всю историю искусств и показывает, как эти вечные сюжеты взаимно обогащают друг друга.
Альбрехт Дюрер. Маленькая лошадь
Ваш проект позиционируется как синтез изобразительного и театрального искусства. Что под этим подразумевается?
Поскольку театр работает и со словом, и с пластикой, и с хореографией, и с музыкой, то для меня было важно, как и в других программах, выйти за рамки некоего жесткого формата, ограниченного одним видом искусства, и создать нечто интермедиальное. Эта тема интермедиальности в творчестве, где разные виды искусства поддерживают и взаимно обогащают друг друга, очень важна, в разговоре о слове и изображении.
Антон Мороков. Диптих, Без названия
В тексте к выставке «Складки странствий» Вы отмечаете, что странствие отличается от путешествия тем, что это является своего рода испытанием для человека. Зачастую на пределе его возможностей. И в этой непростой ситуации нередко его надежными помощниками становятся культура и искусство. Что вы имели в виду?
Искусство и культура всегда оказываются надежными помощниками в самых безнадежных ситуациях. Вспомним фильм «Пианист»: когда нацисты гнали евреев на смерть, и все было страшно – главный герой сел за инструмент и начал играть. Точно так же в сталинских лагерях люди находили единственную отдушину в жизни – рисовали «почеркушки», писали заметки на клочках бумаги, занимались творчеством. Так и страннику искусство помогает не только выжить и остаться человеком, но во многом познать себя. В отличие от путешествий и туризма, странствие направлено, на мой взгляд, не на формирование энциклопедичности знаний, как, например, гран-туры XVIII века, когда специально пенсионеры Академии художеств ездили в Рим и изучали римские руины для того, чтобы обогатиться в деле построения античных архитектурных форм. Странник чаще всего человек, который по вынужденной необходимости из-за вынужденных условий «выщелкнут» из насиженного места. Он становится изгоем, бродягой, часто лишенным крова. И вот этот странник путешествует не ради приобретения знаний. Он бы, может, и дома остался. Зачем путешествовать ради того, что ему вроде не нужно. Но приходится. И это вынужденное скитание во многом путь к себе и попытка понять себя, свои возможности и свои ресурсы. Поэтому странничество для меня – это дорога к себе.
Арт-группа Россия. Пиноккио
В вашей относительно небольшой экспозиции представлен, тем не менее, очень широкий по времени спектр художников. От Рембрандта до ныне живущих авторов. Чем объясняется такой выбор?
Это связано исключительно с моим личным выбором. Все представленные на выставке авторы в какие-то моменты были попутчиками в некоторых моих путешествиях по истории искусств. Например, Егор Кошелев, или Плотников с Буравлевой. Делать выставку о странствиях вообще – это сюжет для Лувра или Пушкинского музея. А у нас галерея. Это частная территория – здесь господствует частный выбор и художники, которые работают с галереей. Их личный опыт переживания темы странствия мне показался важен в диалоге с большим искусством, которое тоже собиралось по принципу кабинета коллекционера.
Но как раз современные художники создают главные лейтмотивы в этой выставке. Один из них связан с историей «Дитя Европы», найденыша эпохи романтизма Каспара Хаузера. Я специально предпринял экспедицию в Нюрнберг в феврале этого года, где встречался с замечательным художником Жорой Литичевским, который там живет. Результатом нашей встречи стал рассказ в картинках, который философски осмысляет тему изгоя и такого вечного странника. Каспар Хаузер может быть сравним с человеком в железной маске из романа Александра Дюма. Это принц благородных кровей, которого сызмальства содержали в нечеловеческих условиях. Потом его выпустил из тюрьмы по доброте душевной сердобольный охранник. Хаузер прожил в людском обществе пять лет, а потом был заколот в Маркграфском саду – похожим на те, что изображает в странном, таинственном и тревожном тумане в своих работах Евгения Буравлева.
Евгения Буравлёва. Вилла Ротшильд
Частью экспозиции является видеодокументация спектакля «Илаяли» студентов Театральной школы Константина Райкина. Можно об этом несколько слов?
Видеоспектакль получил гран-при этого года на фестивале молодых театров «Твой шанс». И, наверное, не зря, поскольку он в некой хореографической и пластической теме представляет образ скитаний как фантасмагорий сознания, как неких галлюцинаций и выставляет это очень красиво, поэтично и тонко. Поэтому я подумал, что такая инкрустация хореографическая из живых картинок может быть уместной и украсит наш проект. Второе видео на выставке – это фильм, посвященный Каспару Хаузеру, где артист Владислав Долженков читает главы из романа Якоба Вассермана «Каспар Хаузер, или Леность сердца». Этот роман был написан в 1908 году. Его очень высоко оценивал Томас Манн, поскольку это пример такого точного психологизма немецкой школы. И суть там, что Каспар Хаузер, этот найденыш, дитя Европы, оказался заложником всех тех людей, которые им манипулировали. Все, кто его окружал, даже, казалось бы, его благодетели, все имели некую корыстную цель. Что в итоге привело к его гибели. Поэтические главы из этого романа стали основой фильма, который снял в клиповом ключе Илья Минин.
Владислав Долженков. Весна
Выставка «Складки странствий» проходит до 7 июля в московской галерее JART по адресу: 3-я ул. Ямского Поля, 9, A115.