Слава ПТРК: "У нас очень размыта грань между активизмом и искусством"

Над интервью работала Анна Киященко

Фото: Слава ПТРК

10 ноября художники Слава ПТРК и Сергей Карев представили работу «Совсем рядом» – скульптурный объект в виде решетки, прутья которой обхватили две руки. Работа была установлена недалеко от Кремля и просуществовала не больше суток: решетку заменили на стандартную. Мы поговорили со Славой о контексте создания и существования стрит-арта сегодня и о планах художника на будущее.

Аня Киященко: Расскажи о технической стороне работы «Совсем рядом» от задумки до монтажа.

Слава ПТРК: На самом деле, я рассказал все, что смог, в новом посте у себя на Фейсбуке. Замер решетки, изготовление в Питере, доставка в Москву и оперативный монтаж. 

А. К.: Работа приурочена ко Дню милиции (Дню сотрудника органов внутренних дел). У тебя есть опыт общения с полицией?

С. П.: У меня есть небольшой опыт общения с полицией, да. К счастью, действительно небольшой: ни в какие жесткие ситуации я никогда не попадал. Никто меня не бил, не унижал и не выпрашивал взятку за то, чтобы отпустить. Эпизоды, когда мне приходилось общаться с полицейскими по роду своей деятельности, можно пересчитать по пальцам одной руки. Наверно, я везучий. Мне хватает того, что я слышал от своих знакомых или читал в Интернете. У меня нет иллюзий по поводу нашей полиции и ее методов работы.

А. К.: На Фейсбуке ты выложил пост с идентичной работой, сделанной в Прибалтике. Твоя подпись: «Получается, мы с Сергеем сделали свою копию, кавер, ремикс». В искусстве такое происходит зачастую. Как соотносятся формальное сходство и контекст создания?

С. П.: Да, я увидел в одном из комментариев в сообществе Partizaning эту работу с решеткой и решил, что будет правильным и честным перепостить ее к себе. Я не видел ее до того, как придумал свою версию. И, конечно, контекст и момент создания работы чаще важнее ее оригинальности. Но в своем творчестве я всегда стараюсь искать что-то новое и делать то, чего до этого не делали. Для меня очень важен вопрос оригинальности и свежести не только идеи, но и конкретного варианта исполнения. Не хочется делать вторичное искусство, повторять за кем-то, ходить по протоптанным дорожкам. Но с простыми и лаконичными идеями риск столкнуться с повтором велик. Поэтому перед каждым проектом надо проводить ресерч того, что было сделано до тебя. Возможно, в этот раз мне повезло, и моя версия оказалась лучше, уместнее, сильнее, точнее. Но это не отменяет того, что я был не первый. А мне, как и любому мужчине, хочется быть первым.

А. К.:  Есть ли художники, поднимающие социальные и политические вопросы, с которыми ты находишься в диалоге или чье искусство для тебя важно?

С. П.: Да, есть, но их немного. В России вообще и в русском стрит-арте в частности это непопулярно. У нас очень размыта грань между активизмом и искусством. К сожалению, часто акции, имеющие острый социально-политический заряд, не имеют при этом никакой художественной ценности. К художникам, которые делают что-то социально заряженное, в арт-среде часто не относятся всерьез, типа: «ну, это политические ребята, что с них взять». Лично мне интересны такие люди, как Катрин Ненашева, Артем Лоскутов, Петр Павленский, Тимофей Радя.

А. К.:  Физически работа просуществовала пару дней – мало кто успел увидеть. Зато множество пользователей оценили ее в соц.сетях, откуда она не исчезнет. Стрит-арт рассчитан уже не на диалог со случайным зрителем, а с широкой аудиторией Интернета? Как ты относишься к такому формату существования уличного искусства сегодня?

С. П.: Не пару дней. Меньше суток. Мне жаль, что ее жизнь была так скоротечна. Хотелось бы, чтобы такие вещи оставались в городе и радовали случайных людей. Я работаю, прежде всего, ради них, а не ради лайков в Инстаграме. Сложно усидеть на двух стульях: и показать людям работу, и обеспечить ей долгую жизнь в реальном мире. Ведь если бы я не «спалил» местонахождение решетки, она могла бы прожить довольно долго? Но тогда не было бы нужной мне картинки с Кремлем на заднем плане. Я мог бы сделать ее на тихой улочке где-то на окраине, и ее бы увидели только избранные. Вот такая дилемма. Конечно, в первую очередь, этот стрит-арт рассчитан на бессмертие в Интернете, а уже потом, если повезет, и в реальном мире. У меня так уже бывало и не раз: «Страну возможностей», мою работу из костылей, разрушили за один день. А в далеком 2011 году разборный портрет Путина ‘POWER’ меньше чем через сутки сняла полиция. Это тот компромисс, та плата, которую я плачу за остроту и критическую заряженность своих работ. Делаешь критику – будь готов к тому, что ее постараются как можно быстрее стереть с лица Земли.

Но я все же выступаю за то, чтобы стрит-арт жил на улицах, а не только в Интернете. Тут уже приходится мириться с московскими реалиями, в которых армия работников ЖКХ уничтожает все быстро и эффективно. В других городах такого нет, а вот в Москве даже не так важно – цветочек ты на стене нарисовал или политический лозунг. Конечно, второе сотрут быстрее. Но и первое не проживет хоть сколько-нибудь долго. Такая она, Москва. Как говорится, чистые стены – иллюзия порядка.

А. К.: Ты являешься резидентом текущего сезона Открытых студий на Винзаводе. С одной стороны институции, с другой – улица. Как ты соотносишь эти среды? Что ты думаешь о недавно прошедшей Артмоссфере?

С. П.: У меня нет никаких проблем с тем, чтобы делать работы для галерей и музеев и продолжать активно работать на улице. Чем дольше ты не выходишь на улицу, тем сложнее туда возвращаться. Приходится переламывать себя, бороться с собой. Но я планирую и дальше работать в городском пространстве и позиционировать себя как уличного художника, а не художника «уличной волны» или как-то еще.

К Артмоссфере я отношусь нормально. Нужно понимать, что этот конфликт между галерейной и уличной деятельностью – конфликт надуманный. Его придумали люди «извне», которым кажется, что уличные художники должны обязательно работать только на улице. Поэтому в каждом втором интервью или статье мы видим вопросы про «каково это – рисовать и на улице, и в музее». А каково это: сегодня брать интервью у художника, а завтра у спортсмена? Сегодня играть на гитаре в переходе, а завтра в рок-группе в клубе? Это все грани одной деятельности, нет никакого внутреннего конфликта. Если тебе дают площадку для высказывания в рамках биеннале или другой серьезной групповой выставки, то зачем отказываться? Настоящий, не побоюсь этого слова, творец будет использовать любую возможность для того, чтобы показать свое искусство людям.

А. К.:  Над чем ты работаешь сейчас? 

С. П.: Сейчас я работаю над своей первой персональной музейной выставкой, которая откроется в конце декабря в ММСИ. Это новый опыт для меня, и я стараюсь подготовить как можно больше контента для этой выставки и сделать все максимально качественно. Это будет выставка о жизни одного парня из провинции, о его детстве в 90-е и юношестве в 00-е. Должно получиться интересно.