Слова мерцают. Интервью с художницей Марией Бавыкиной
8 ноября в галерее PENNLAB открылся проект Марии Бавыкиной «Даль», посвященный природе слова и сообщения, коммуникации и диалогу. Выставка будет работать до 20 ноября. ART узел задал несколько вопросов: о работе над проектом, взаимодействии с куратором и любимом слове.
Мария Бавыкина. Фото предоставлено художницей
Как был придуман проект? Что стало для него отправной точкой? Долго ли вы над ним работали?
Я честно не помню, как он был придуман. Но это было ещё в период учебы в Школе Родченко — я собиралась делать фотофильм и не придумала ничего лучше как пойти в поле и перемещаться по нему, ограниченная рамкой кадра из точки в точку, фиксируя на фотографию каждое свое положение. А потом решила заполнить это поле кадра словами, которые, как и моя фигура, ненадолго появляются в пространстве и исчезают. Потом уже были остальные перформансы, а этот остался основным. Я собираюсь продолжать работать над этим проектом и дальше. На самом деле все мои проекты о коммуникации и можно сказать, что они перетекают один в другой.
Этот проект был изначально задуман как инсталляция или для него возможны иные формы бытования?
Изначально это было видео, которое не предполагает просмотра от начала до конца, а призвано существовать в темном пространстве галереи и заполнять его звуком и изображением. А потом уже возникли идеи по поводу других частей проекта. Инсталляция, в данном случае, на мой взгляд, лучшая форма, а, возможно, и единственная.
Почему был выбран именно словарь Даля*, а не Ожегова, например? (*прим. в одном из перформансов автор обращается к словарю В.И. Даля)
По разным причинам. В первую очередь — это словарь, который жил на моей полке с детства. А так — для меня играет роль, что словарь был составлен достаточно далеко от нашего времени и некоторых слов уже нет. Таким образом времена встречаются друг с другом — наше с прошлым. И чем дальше это прошлое было, тем лучше. Да, и этот словарь просто легендарный.
Расскажите, пожалуйста, о роли куратора в этом проекте.
Куратор Владислав Ефимов — мастер, у которого я училась в Школе Родченко. Он знал этот проект с самого начала, в том числе перформансы в результате стали моим дипломом. Поэтому роль куратора в том, что проект жил и развивался в непрерывном диалоге с Владиславом.
Есть ли у вас любимое слово? Можно ли его найти в экспозиции?
Нет. Слова мерцают. Сегодня важно одно, завтра другое.
Фото: предоставлено PENNLAB gallery
Об авторе:
Мария Бавыкина — художница, режиссер, куратор. Выпускница режиссерского (мастерская Учителя А.Е.) и сценарно-киноведческого (мастерская Нехорошева Л.Н.) факультетов ВГИК им. С.А. Герасимова и Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко (мастерская «Проектная фотография» Владислава Ефимова). Работает с видео и перформансом. Сотрудничала с музеями и выставочными пространствами, галереями, среди которых фонд In Artibus, Maxim Boxer Gallery, PENNLAB Gallery. Преподаватель Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, школы фотографии Fine Art.
Москва, Бумажный проезд, дом 14, стр. 2 Центральный подъезд
по будням с 14-00, по выходным с 12-00 и до 21-00. Выходной - понедельник